Home страница Archive МОДЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СООБЩЕСТВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

МОДЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СООБЩЕСТВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Theory and Practice of Educating and Upbringing , UDC: 371.485

Authors

  • Барсукова Екатерина Михайловна
  • Маякова Елизавета Владимировна кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук
  • Иванова Елена Владимировна доцент, кандидат психологических наук
  • Маякова Елизавета Владимировна кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук

Annotation

Актуальность работы обусловлена масштабными изменениями, которые происходят в российском образовании и связаны в первую очередь с усилением воспитательной повестки и выработкой новых механизмов, позволяющих влиять на подрастающее поколение через активные каналы коммуникации, через деятельность молодежных организаций и объединений, молодежных сообществ. Одной их главных стратегий воспитательного воздействия на обучающихся в образовательных организациях представляется взаимодействие и влияние на них через социальные сети, так как у современного поколения подростков и юношей активными площадками коммуникаций и взаимодействия выступают популярные социальные сети и интернет. Проблема исследования заключается в том, что в образовательном пространстве школы и колледжа виртуальное пространство не обозначено в качестве полноценного компонента, через который в настоящее время проходит высокий траффик коммуникативного, информационного и познавательного контента, поэтому необходимо рассмотреть социальные сети в контексте воспитательного потенциала, активных коммуникаций и общения между обучающимися основного/ среднего общего и среднего профессионального образования, определить как организуется воспитательная работа с молодежью через социальные сети. Ведущими методами исследования были методы экспертного интервью и фокус-группы, которые позволили уточнить вопросы реализации воспитательной работы с молодежными сообществами через использование социальных сетей в образовательных организациях основного/среднего общего и среднего профессионального образования. Выборка исследования составила 80 человек из 4 образовательных организаций основного/среднего общего образования, 1 организации среднего профессионального образования. Представленные в статье материалы позволили выстроить модель привлечения молодежных сообществ к воспитательной работе через социальные сети; выделить ее элементы: Департамент образования и науки г. Москвы, подведомственные организации Департаменту образования и науки г. Москвы, образовательная организация, виртуальное пространство образовательной организации, молодежные сообщества в социальных сетях и обучающиеся, на которых направлено воспитательное воздействие посредством социальных сетей; определить цель, задачи Модели, целевую аудиторию, принципы, механизмы реализации Модели; представить ее описание. Разработанная авторами Модель поможет повысить эффективность воспитательной работы путем вовлечение молодежных сообществ через социальные сети.
References
1. Quality Label for Youth Centers. – URL: https://www.coe.int/en/web/youth/quality-label-for-youth-centres
2. Gailius Ž., Malinauskas A., Petkauskas D., Ragauskas L. (2014) Handbook for people working with youth groups. Non-formal education practice in Lithuania. – URL: https://neformaliai.files.wordpress.com/2014/11/handbook-for-people-working-with-youth-groups-en-web-version.pdf
3. 3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (2015) http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf
4. 4. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» (2014) № 2403-р https://docs.cntd.ru/document/420237592
5. 5. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A., Zakharyashcheva O. (2020, January) Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space / SHS Web of Conferences. The Third Annual International Symposium «Education and City: Education and Quality of Living in the City» (Education and City 2020). (In Russ.) DOI: 10.1051/shsconf/20219805011
6. 6. Мороз Н. А., Юдина Е. Н. (2022) Молодежные практики в социальных сетях в контексте концепции жизненного мира современного молодого поколения // Теория и практика общественного развития, 1, 36–41
7. 7. Hatch T., Hill K., Roegman R. (2019) Instruction, equity, and social networks in district-wide improvement // Journal of Professional Capital and Community, 17 (10). DOI: 10.1108/JPCC-07-2019-0018
8. 8. Neumann M. M., Hannah Soong E. P., Selim N. (2022) Exploring the social media networks of primary school children // Education 3-13. DOI: 10.1080/03004279.2022.2144404
9. 9. Anzano Oto S. Vázquez Toledo S., Latorre-Cosculluela C. (2023, June) Digital reality in Compulsary Secondary Education: uses, purposes and profiles in social networks // New Review of Information Networking. DOI: 10.1080/13614576.2023.2219244
10. 10. Сараева С. Д. (2021, апрель 15-16) Социальные сети и их роль в системе воспитания школьников / Международный научно-образовательный форум «Воспитание как стратегический приоритет». Екатеринбург, Том Часть 4, 452-457
11. 11. Roncaglia G. (2021, July) School Libraries and Social Networks / IASL Annual Conference Proceedings: A Rich Tapestry of Practice and Research Around the World DOI: 10.29173/iasl7649
12. 12. Ромм Т. А., Ромм М. В. (2021) Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, Т.10, вып. 4 (40), 360–366
13. 13. Теркулова И. Н. (2017) Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в социализации учащихся во франкоговорящих странах // Сибирский педагогический журнал, 2, 77–83
14. 14. Воропаев М.В. Воспитание в виртуальных средах: Монография/ Научн.ред. А.В.Мудрик – М.: МГПУ, 2010. – 277 с.
15. 15. Плешаков В.А., Угольков Н.В. (2012) Социализация старших школьников в интернете как проблема педагогики // Современные проблемы науки и образования, 5 , 176-177
16. 16. Поляков С. Д., Тасимова Н. В. (2019) Воспитательная деятельность с использованием интернета – синтез традиций и инноваций / Сборник трудов конференции «Личность в ситуации социальных изменений», 459-461
17. 17. Пронина Л. Н. (2016) Модель воспитательной системы школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт», Т. 17, 1-5. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46166.htm
18. 18. Slettbakk А., EngvikG. (2022) Social networks and school development In book: Ledelse innenfra. Publisher: Fagbokforlaget, pp. 25
19. 19. Elyakim N., Buskila Y., Chen Levi T., Shaked L. (2023) Leading the hidden school: a principal’s presence in social media networks // Education and Information Technologies. DOI: 10.1007/s10639-023-11702-y
20. 20. Мудрик А.В. (2008) Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ. VI Педагогика и психология, Вып. 3(10), 7-24
21. 21. Куприянов Б.В. (2006) Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции) // Образование и наука, 2 (38), 48-55
22. 22. Romm T. A., Romm M. V. (2018) Network horizons of the upbringing systems theory. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika // National and Foreign Pedagogy, vol. 1, no. 4 (52), pp. 54–66 (in Russ.)
23. 23. Prepis A. (2008) The values of the world heritage and the younger generation // Наследие и современность, Vol. 1, 3, 7-19
24. 24. Плешаков В.А., Угольков Н.В. (2013) Интернет как фактор киберсоциализации молодежи //Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 31, 117-120
25. 25. Pettersson F. (2021) Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept // Education and Information Technologies, Vol. 26, iss. 1, 187–204. DOI: 10.1007/s10639-020-10239-8 (In Russ.)
26. 26. Воропаев М. В. (2011) Социализация и воспитание в виртуальной и смешанной реальностях // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 3 (64), 131-138
27. 27. Ермолин А.А. (2014) Молодежная политика как национальная система воспроизводства человеческого капитала мирового уровня // Народное образование, 7 (1440), 9-19
28. 28. Ермолин А.А. (2022) Архетипическая модель компетенций выпускника российской школы как система целевых результатов воспитания // Народное образование, 1 (1490), 143-149
29. 29. Beck D., Purcell R. (2010) Popular education practice for youth and community development work. SAGE Publications, Inc., pp. 43 DOI: https://doi.org/10.4135/9781526435774
30. 30. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140024
31. 31. Barriga Laura P. (2023) Education Through Organizations with a Purpose in Social Networks. In book: Proceedings TEEM 2022: Tenth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. DOI: 10.1007/978-981-99-0942-1_83