Авторы
- Крашенинников Евгений Евгеньевич кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: krashenikovee@mgpu.ru
Аннотация
В статье используется структурно-диалектический метод анализа для описания психологического развития как единства изменения и сохранения субъекта. Автор рассматривает проблему сопротивления развитию у взрослых; в качестве механизма психологического развития взрослого предлагается исследовать диалектическое мышление.
Как ссылаться
Крашенинников, Е. Е. (2019). Диалектическое мышление в развитии взрослого человека Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №3 (49), 71-83. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.49.3.06
Список литературы
1.
Бессечес Майкл. Диалектическое мышление и развитие взрослых. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 568 с.
2.
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
3.
Веракса Н.Е., Шиян О.А. Программа диалектического обучения дошкольников // Диалектическое обучение. М.: Эврика, 2005. С. 129-150.
4.
Вчимося думати. Теоретичнi та методичнi засади програми ителлектуального розвитку дошкольнят: навч.-метод. пошбник. Львiв: Львiвський нацюнальний университет iм. Ивана Франка, 2010. 108 с.
5.
Диалектическая психология / А.К. Белолуцкая, Е.В. Воробьева, Е.В. Глядешина, С.В. Горохов, И.И. Дубинина, Е.Е. Крашенинников; под ред. Е.Е. Крашенинникова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. 116 с.
6.
Интеллектуальное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход. М.: МГПУ, 2009. 168 с.
7.
Крашенинников Е.Е. Вопросы диалектической психологии: курс лекций. М.: МГПУ, 2017. 156 с.
8.
Крашенинников Е.Е. Диалектическая структура мониторинга изменения активности участников образовательного процесса // Актуальные вопросы современной лингвистики и гуманитарных наук: материалы научно-теоретической международной конференции (Москва, 28 мая 2010 г.). М.: РУДН, 2010. 428 с.
9.
Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.
10.
10. Крашенинников Е.Е. Создание задач для развития диалектического мышления на основе содержания школьных общеобразовательных предметов // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артишева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. Т. 3. 104 с.
11.
11. Модель позиционного обучения студентов. Теоретические основы и методические рекомендации. М.: МГПУ, 2012. 152 с.
12.
12. Пиаже Ж. Логика и психология // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / вступ. статья В.А. Лекторского, В.И. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 583-628.
13.
13. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 51-236.
14.
14. Шиян О.А. Концепция диалектического обучения дошкольников // Диалектическое обучение. М.: Эврика, 2005. С. 109-128.
15.
15. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для занятий с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 112 с.
16.
16. Эриксон Э. Детство и общество: пер. с англ.. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
17.
17. Basseches M. Dialectical schematas: A framework for the empirical study of the development of dialectical thinking. Human Development. 1980. № 23. P. 400-421.
18.
18. Portions of this essay are reproduced from Intellectual Development: The Development of Dialectical Thinking, Michael Basseches // Maimon E.P., Nodine B.F., O'Connor F.W. (eds.). Thinking, Reasoning, and Writing. 1989 by Longman Inc. Reproduced with permission of Greenwood Publishing Group, Inc., Westport, CT.
19.
19. Veraksa N., Belolutskaya A., Vorobieva I., Krasheninnikov E., Rachkova E., Shiyan I., Shiyan O. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results // Psychology in Russia: State of the Art, 2013, 6 (2). P. 65-77.