Главная Выпуски №1 (51)

Современный этап трансформации учебного текста: доминирование визуального компонента

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.026.4 DOI: 10.25688/2076-9121.2020.51.1.11

Авторы

  • Браташ Валентина Сергеевна аспирант Института педагогики СПбГУ. E-mail: valentinabratash@yandex.ru
  • Галактионова Татьяна Гелиевна доктор педагогических наук, профессор Института педагогики СПбГУ. E-mail: galaktionova.tg@mail.ru

Аннотация

Данная обзорная статья ставит целью обобщить многообразие научных работ, посвященных проблемам изменения учебного текста и роли визуализации в этом про­цессе. Ключевыми направлениями работы являются: рассмотрение понятий «транс­формация» и «учебный текст»; исследование визуализации в контексте наглядного обучения; выявление феноменов, отличительных черт и изменений, которые опреде­ляют современный этап трансформации учебного текста с доминирующим визуаль­ным компонентом.

Как ссылаться

Браташ, В. С. & Галактионова, Т. Г. (2020). Современный этап трансформации учебного текста: доминирование визуального компонента Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №1 (51), 107-117. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.51.1.11
Список литературы
1. Александров Е. П., Воронцова М. В. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 6. С. 56-61.
2. Архангельская И. Б. История письменности и печатной культуры в книге Г. М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга: Сотворение человека печатной культуры» // Вестник ТГУ. 2008. № 2. С. 288-296.
3. Ваткова О. А. Скетчноутинг как метод тренинга «Визуальное мышление» // Проблемы педагогики. 2015. № 4 (5). С. 31-35.
4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые поня­тия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
5. Войтик Н. В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмен. гос. университет, Тюмень, 2004. 18 с.
6. Войтов А. Г. Наглядность, визуалистика, инфографика системного анализа: учебное пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 211 с.
7. Вольфсон Ю. Р., Вольчина А. Е. Визуальное восприятие в современном об­ществе, или Куда движется Галактика Гуттенберга? // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 4 (48). С. 177-189.
8. Габидуллина А. Р. Учебно-педагогический дискурс: категориальная структура и жанровое своеобразие: дис. ... д-ра филол. наук. Донецк, 2009. 422 с. URL: https:// scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/uchebno-pedagogicheskiy-diskurs-kategorialnaya. html (дата обращения: 02.11.2019).
9. Даниэльян Я. В. Современные концепции школьного учебника // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 39. С. 278-280. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-kontseptsii-shkolnogo-uchebnika (дата обращения: 02.11.2019).
10. 10. Зимина Л. В. Современные издательские стратегии: от традиционного книго­издания до сетевых технологий культурной памяти. М.: Наука, 2004. 274 с.
11. 11. Иванцивская Н. Г., Кальницкая Н. И. Визуальная грамотность старшеклассни­ков // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 195-205.
12. 12. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного иссле­дования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. С. 102-109.
13. 13. Калинин С. И. Чтение как образ жизни. Екатеринбург: Издательские решения, 2018. 354 с.
14. 14. Краснолистов О. Message Маклюэна (Обзор книг по массовым коммуника­циям) // НЛО. 2005. № 3. С. 337-345.
15. 15. Маслов В. М. Наглядность и визуализация в парадигмальном и гумани­стических планах // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 1-8. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2014/2/226.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
16. 16. Михельсон А. Д. Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употреб­ление в русский язык, с означением их корней / сост. А. Д. Михельсон. М. Издание книгопродавца А. И. Манухина, 1865. 718 с.
17. 17. Образование 20.35. Будущее // АСИ. Екатеринбург: Издательские решения, 2017. Т. 6. 300 с.
18. 18. Осипова С. И., ГафуроваН. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 117-124.
19. 19. Сборник материалов VIII Междунар. науч.-практич. конф. «Педагоги­ка текста» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: Лема, 2016. 118 с.
20. 20. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: Норма, 2014. 608 с.
21. 21. Столяров Ю. Н. Коллективные монографии о чтении: аналитический обзор // Вестник культуры и искусств. 2017. № 4 (52). С. 183-195.
22. 22. Ткаченко О. Н. Развитие визуального мышления в современной культуре // Омский научный вестник. 2014. № 4. С. 198-200.
23. 23. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педа­гогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102-109.
24. 24. Фрумкин К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культу­ры // INETERNUM. 2010. № 1. С. 26-36.
25. 25. Чупахина Ж. С., Варлакова Ю. Р. Развитие визуального мышления обу­чающихся 6 классов посредством факультативного курса «основы живопи­си» // «Наука 60-й параллели»: мат-лы XX Открытой регион. студ. науч. конф. им. Г.И. Назина (24 мая 2016 г., Сургут. гос. ун-т). Сургут: ИЦ СурГУ, 2016. С. 131-134.
26. 26. Nielsen J. F-Shaped Pattern For Reading Web Content (original study) // Nielsen Norman Group. 2006. URL: https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content-discovered/ (дата обращения: 05.11.2019).
Скачать файл .pdf 347.98 кб