Авторы
- Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: anabel@eurekanet.ru
Аннотация
В статье представлено описание и результаты апробации авторской методики диагностики способности к преобразованию проблемно-противоречивых ситуаций. Проверка конструктной валидности методики была проведена на различных группах студентов и старшеклассников (всего 506 испытуемых). Приведены результаты проверки значимости корреляционных взаимосвязей с такими конструктами, как гибкость мышления, операции диалектического мышления, стратегии совладающего поведения и толерантность к неопределенности. Также представлены рекомендации по практическому использованию данной методики в образовании и при подборе персонала.
Как ссылаться
Белолуцкая, А. К. (2017). Диагностика способности старшеклассников и студентов к преобразованию проблемно-противоречивых ситуаций: методика «Герои в городе» Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2017, №3 (41),
Список литературы
1.
Баянова Л.Ф. О некоторых особенностях детских обобщений // Психологическая наука и образование. 2001. № 2. С. 32-40.
2.
Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкирии. 2011. № 2. С. 50-58.
3.
Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. № 2. С. 44-54.
4.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия,
5.
2002. 320 с.
6.
Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 103-111.
7.
Веракса Н.Е. Структура и содержание диалектического мышления // Интеллектуальное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход / отв. ред. И.Б. Шиян. М.: МГПУ, 2009. С. 5-22.
8.
Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диалектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М., 2012. № 15. С. 57-86.
9.
Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Диалектическое обучение. М.: Эврика,
10.
2005. С. 35-51.
11.
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. 512 с.
12.
10. Диалектическая психология / под ред. Е.Е. Крашенинникова. Уфа: Изд-во БГПУ
13.
2005. С. 46-47.
14.
11. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92-110.
15.
12. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. 2008. № 4. C. 42-49.
16.
13. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007. № 3. С. 93-112.
17.
14. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
18.
15. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 111-127.
19.
16. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. C. 34-43.
20.
17. Шиян О.А. Развивающее образование в вузе: диалектическая структура курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
21.
C. 6-8.
22.
18. Чернокова Т.Е. О возможностях метакогнитивного развития детей с точки зрения культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология.
23.
2009. № 4. С. 70-75.
24.
19. Anderson Joe S., Morgan James N., Williams Susan K. Using Toyota's A3 Thinking for Analyzing MBA Business Cases // Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2011. № 9. P. 43-56.
25.
20. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Encyclopedia of Creativity / eds. A.M. Runko, S.L. Pritzer. Vol. 1. Academic Press, 2011. P. 383-386.
26.
21. Basseches M. Dialectical schemata. A framework for the empirical study of the development of dialectical thinking // Human Development. 1980. № 23. P. 400-421.
27.
22. Burns John, Haggar A.J. Creative thinking: the Catalyst for Managers // Industrial
28.
Management. 1971. № 3. P. 34-48.
29.
23. Basadur Min, Pringle Pam, Kirkland Darryl. Crossing Cultures: Training Effects on the Divergent Thinking Attitudes of Spanish-Speaking South American Managers //
30.
Creativity Research Journal. 2002. № 14. P. 395-408.
31.
24. Chun Mark W.S., Sohn Kiho, Arling Priscilla, Granados Nelson. Applying System thinking to knowledge management systems: the case of pratt-whitney rocketdyne //
32.
JITCAR. 2009. № 11.
33.
25. Guilford J.P. Three faces of intellect // The American Psychologist. 1959. № 14. P. 132-156.
34.
26. Groves Kevin, Vance Yongsun Charles, Paik Linking. Linear/Nonlinear Thinking Style Balance and Managerial Ethical Decision-Making // Journal of Business Ethics. 2008.
35.
№ 4. P. 305-325.
36.
27. Iranzadeh S., Emari H., Bevrani H. Strategic thinking or thinking of Strategist // Journal of Applied Science. 2009. № 9 (6). P. 1090-1097.
37.
28. Janssen Fred, Els de Hullu. A toolkit for stimulating productive thinking // JBE.
38.
2008. № 43. P. 100-102.
39.
29. Paucar-Caceres, Alberto, Pagano, Rosane. Systems Thinking and the Use of Systemic Methodologies in Knowledge Management // Systems Research and Behavioral Science Syst.
40.
2009. № 26. P. 343-355.
41.
30. Roman Darlan Jose, Erdmann Rolf Hermann. Complex Thinking in the Production Management // China-USA Business Review. 2011. № 1. P. 42-52.
42.
31. Torrance E.P. Guiding creative talent. N.Y.: Printice Hall, 1962. 245 p.
43.
32. Zori Susan, Nosek Laura J., Musil Carol M. Critical Thinking of Nurse Managers Related to Staff RNs' Perceptions of the Practice Environment // Journal of Nursing Scholarship. 2010. № 3. P. 305-313.