Авторы
- Трифонова Екатерина Вячеславовна кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. E-mail: k34@mail.ru
Аннотация
В статье на основании анализа документальных источников (нормативных документов, периодической печати, научной литературы и пр.) показано, как на протяжении XX века изменялась терминология и, соответственно, понимание и способы организации игры как ведущей деятельности в условиях детских садов. Обозначены причины, определившие эти изменения, и дана характеристика критического положения, которое сложилось в отношении детской игры к 90-м годам прошлого века.
Как ссылаться
Трифонова, Е. В. (2017). Игра как ведущая деятельность дошкольника. ХХ век: путь от творчества к регламентации Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2017, №2 (40),
Список литературы
1.
Блонский П.П. Педология: учеб. для высш. пед. учеб. заведений. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. 336 с.
2.
Богоявленская Д.Б. У меня было два учителя // Психология в вузе. 2003. № 1-2.С. 102-111.
3.
Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. М., 1968. 19 с.
4.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
5.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
6.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1: Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
7.
Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сборник научных трудов / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. М., 1978. С. 3-7.
8.
Иванова Н.Я. О строении сюжета детских игр // Дошкольное воспитание. 1965. № 5. С. 28-33.
9.
Кейра Ф. Детские игры: Исследование о творческом воображении у детей. М.: кн. маг. В.В. Думнова п/ф «Насл. бр. Салаевых», 1908. 111 с.
10.
10. Келар-Турска М. Традиция и ребенок: как играли дети в польской деревне // Универсальное и национальное в дошкольном детстве / под ред. Л.А. Парамоновой. М.: Центр инноваций в педагогике, 1994. С. 57-61.
11.
11. Концепция дошкольного воспитания (ВНИК «Базовая школа» под редакцией В.В. Давыдова и В.А. Петровского) // Дошкольное воспитание. 1989. № 5. С. 10-23.
12.
12. Концепция дошкольного воспитания (НИИ дошкольного образования АПН СССР) // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. С. 48-69.
13.
13. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2. М.: Физкультура и спорт, 1952. 383 с.
14.
14. Менджерицкая Д.В. Педологические извращения в теории и методике игры // Дошкольное воспитание. 1937. № 1. С. 42-52.
15.
15. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду: методическое письмо / Упр. по дошкольному воспитанию М-ва просвещения РСФСР. М.: Учпедгиз, 1947. 49 с.
16.
16. Методические письма по дошкольному воспитанию. Письмо тринадцатое. Игра и труд дошкольника. 4-е изд. М.-Л.: Гос. изд-во, 1930. 48 с.
17.
17. Об игровой деятельности детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. 1977.№ 12. С. 13-15.
18.
18. Орлова Т.В. Из прошлого детских садов Ивановской области // Дошкольное воспитание. 1957.№ 10. С. 47-54.
19.
19. Пантина Н.С. Игра и детские взаимоотношения // Дошкольное воспитание. 1967. № 12. С. 21-27.
20.
20. Печерская В., Мусатова С. Постановление ЦК ВКП(б) в действии (из практики детских садов Московской обл.) // Дошкольное воспитание. 1937. № 1. С. 85-91.
21.
21. Поздняк Л. Д.В. Менджерицкая — исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1995. № 12. С. 9-12.
22.
22. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). М.: Типолитография В.Ф. Рихтер, 1895. 368 с.
23.
23. Психология и педагогика игры дошкольника»: материалы симпозиума / под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1966. 352 с.
24.
24. Селли Дж. Педагогическая психология. М.: Издание т-ва «Мир», 1912. 626+XI с.
25.
25. Симонович А.Д. Значение игры в жизни ребенка // Детский сад. 1866. № 2. С. 41-47.
26.
26. Творческие игры дошкольников: методическое письмо. Наркомпрос РСФСР. М., Л.: ОГИЗ, 1934. 40 с.
27.
27. Творческие игры в детском саду: Из опыта работы моск. дет. садов / сост. Д.В. Менджерицкая, Е.Д. Татищева. М.: Учпедгиз, 1951. 199 с.
28.
28. Творческие игры дошкольников (Из опыта работы воспитателей дет. садов г. Ленинграда). М.: Учпедгиз, 1957. 168 с.
29.
29. Трифонова Е.В. Две парадигмы детской игры и их отражение в практике отечественного дошкольного воспитания в XIX-XXI веках // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы II международной научно-практической конференции. Прага: Sociosfera-CZ, 2013. С. 73-82.
30.
30. Трифонова Е.В. Когда и почему исчезает игра // Журнал Детский сад от А до Я. 2014. № 3. С. 4-18.
31.
31. Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы // Дошкольное воспитание. 1963. № 1. С. 49-55.
32.
32. Усова А.П. Руководство творческими играми детей // Дошкольное воспитание. 1947. № 8. С. 5-13.
33.
33. Ученые кафедр дошкольной педагогики — практике // Дошкольное воспитание. 1966. № 2. С. 36-41.
34.
34. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 74-84.
35.
35. ЭльконинД.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
36.
36. Эльконин Д.Б. Дневники 1948-1954 гг. // Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований. Т. 2. Ижевск: ERGO, 2010. С. 197-217.
37.
37. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
38.
38. Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста: Педагогические советы родителям. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1957. 24 с.