Авторы
- Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: anabel@eurekanet.ru
Аннотация
В статье приведено теоретическое обоснование введения понятия многомерность мышления в целях интеграции подходов к исследованию креативности, принятых в западных исследованиях интеллектуального творчества, и диалектического мышления, изучаемого в рамках структурно-диалектического подхода в отечественной психологии. Впервые на русском языке публикуется методика, направленная на исследование особенностей обнаружения проблемных ситуаций (автор: П. Арлин, США). Также представлены результаты эмпирического исследования корреляции особенностей постановки проблем и многомерности мышления у старшеклассников и студентов, проведенного в рамках международного форума «Открытие талантов» (г. Казань).
Как ссылаться
Белолуцкая, А. К. (2015). Взаимосвязь особенностей постановки проблем и многомерности мышления у старшеклассников и студентов Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2015, №4 (34),
Список литературы
1.
1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. 2012. № 3 (29). C. 294-298.
2.
2. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 2. С. 50-58.
3.
3. Веракса Н.Е. Структура и содержание диалектического мышления // Интеллектуальное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход / Отв. ред. И.Б. Шиян. М.: МГПУ, 2009. С. 5-22.
4.
4. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диалектическое мышление и w-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М., 2012. № 15. С. 57-86.
5.
5. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 103-111.
6.
6. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. 2008. № 4. C. 42-49.
7.
7. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГПУ, 2010. 22 с.
8.
8. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. C. 34-43.
9.
9. Шиян О.А. Развивающее образование в вузе: диалектическая структура курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
10.
C. 6-8.
11.
10. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Elsivier Inc. pp. 2011. P. 383-386.
12.
11. Basseches M. Dialectical schemata. A framework for the empirical study of the development of dialectical thinking // Human development. 1980. № 23. P. 400-421.
13.
12. Belolutskaya A.K. Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8 (1). P. 43-60.
14.
13. Guilford J.P. Three faces of intellect // The American Psychologist. 1959. № 14. P. 132-156.
15.
14. Bernice Lai-Ting Yan. Nonabsolut / relativistic thinking: a possible unifying commonality underlying models of postformal reasoning. 1995. P. 227.
16.
15. Future work skills - 2020. IFTF, 2014. 12 p.
17.
16. Paletz S.B.F., Peng K. Problem Finding and Contradiction: Examining the Relationship between Naive Dialectical Thinking, Ethnicity, and Creativity // Creativity research journal. 2009. № 21, P. 139-151.
18.
17. Peng K., Nisbet R.E. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction // American Psychologist. 1999. Vol. 54. № 9. P. 741-754.
19.
18. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. P. 346-370.
20.
19. Sternberg R.J. Investing in creativity // The American Psychologist. 1959. № 7. P. 34-45.
21.
20. Veraksa N.E. Structural approach to dialectic cognition. Psychology in Russia: State of Art // MGU. 2010. P. 227-239.