Главная Выпуски 2015, №4 (34)

Взаимосвязь особенностей постановки проблем и многомерности мышления у старшеклассников и студентов

Психология

Авторы

  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: anabel@eurekanet.ru

Аннотация

В статье приведено теоретическое обоснование введения понятия многомерность мышления в целях интеграции подходов к исследованию креативности, принятых в за­падных исследованиях интеллектуального творчества, и диалектического мышления, изучаемого в рамках структурно-диалектического подхода в отечественной психологии. Впервые на русском языке публикуется методика, направленная на исследование особен­ностей обнаружения проблемных ситуаций (автор: П. Арлин, США). Также представлены результаты эмпирического исследования корреляции особенностей постановки проблем и многомерности мышления у старшеклассников и студентов, проведенного в рамках международного форума «Открытие талантов» (г. Казань).

Как ссылаться

Белолуцкая, А. К. (2015). Взаимосвязь особенностей постановки проблем и многомерности мышления у старшеклассников и студентов Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2015, №4 (34),
Список литературы
1. 1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Фи­лология и культура. 2012. № 3 (29). C. 294-298.
2. 2. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного опери­рования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Баш­кортостана. 2011. № 2. С. 50-58.
3. 3. Веракса Н.Е. Структура и содержание диалектического мышления // Интел­лектуальное развитие дошкольника: структурно-диалектический подход / Отв. ред. И.Б. Шиян. М.: МГПУ, 2009. С. 5-22.
4. 4. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Диалектическое мышление и w-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник Российского государственного гу­манитарного университета. М., 2012. № 15. С. 57-86.
5. 5. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познава­тельной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 103-111.
6. 6. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. 2008. № 4. C. 42-49.
7. 7. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГПУ, 2010. 22 с.
8. 8. Шиян И.Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л.С. Выготского // Вестник Московского городского педагоги­ческого университета. Серия: Психология и педагогика. 2011. № 1. C. 34-43.
9. 9. Шиян О.А. Развивающее образование в вузе: диалектическая структура кур­са как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 2.
10. C. 6-8.
11. 10. Arlin P. Dialectical thinking: Further implication for Creative thinking // Elsivier Inc. pp. 2011. P. 383-386.
12. 11. Basseches M. Dialectical schemata. A framework for the empirical study of the de­velopment of dialectical thinking // Human development. 1980. № 23. P. 400-421.
13. 12. Belolutskaya A.K. Multidimensionality of thinking in the context of creativity studies // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8 (1). P. 43-60.
14. 13. Guilford J.P. Three faces of intellect // The American Psychologist. 1959. № 14. P. 132-156.
15. 14. Bernice Lai-Ting Yan. Nonabsolut / relativistic thinking: a possible unifying com­monality underlying models of postformal reasoning. 1995. P. 227.
16. 15. Future work skills - 2020. IFTF, 2014. 12 p.
17. 16. Paletz S.B.F., Peng K. Problem Finding and Contradiction: Examining the Rela­tionship between Naive Dialectical Thinking, Ethnicity, and Creativity // Creativity re­search journal. 2009. № 21, P. 139-151.
18. 17. Peng K., Nisbet R.E. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction // American Psychologist. 1999. Vol. 54. № 9. P. 741-754.
19. 18. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. P. 346-370.
20. 19. Sternberg R.J. Investing in creativity // The American Psychologist. 1959. № 7. P. 34-45.
21. 20. Veraksa N.E. Structural approach to dialectic cognition. Psychology in Russia: State of Art // MGU. 2010. P. 227-239.
Скачать файл .pdf 422.04 кб