Главная Выпуски 2018, №1 (43)

Загородный детский лагерь в исторической ретроспективе

История педагогического и психологического образования

Авторы

  • Куприянов Борис Викторович доктор педагогических наук, профес- сор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психологии образования МГПУ. E-mail: boriskuprianoff2012@yandex.ru

Аннотация

В статье представлена новая объяснительная модель загородного детского лагеря на основании концепции Мишеля Фуко. Автор статьи предлагает рассматривать летний лагерь как интеграцию четырех диспозитивов (речевых дискурсов, культурных практик и типов социальных отношений): «летний лагерь как военное поселение», «летний лагерь как санаторий», «летний лагерь как коммуна», «летний лагерь как дача». На основе ана­лиза материалов историко-педагогических исследований и обобщения данных различных источников произведена историческая реконструкция возникновения и развития практик загородных детских лагерей в середине XIX - первой четверти XX вв.

Как ссылаться

Куприянов, Б. В. (2018). Загородный детский лагерь в исторической ретроспективе Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №1 (43),
Список литературы
1. 1. Богданов Н.В. Когда я был вожатым. М.: Молодая гвардия, 1976. 208 с.
2. 2. Букалова С.В. Трудовые дружины учащихся как форма реализации молодёж­ной политики в годы первой мировой войны // Вестник государственного и муници­пального управления, 2015. № 2 (17). С. 141-147.
3. 3. Куприянов Б.В., Тохтиева Л.Н. Загородный детский лагерь: история элемен­тарных частиц (середина XIX - первая четверть XX в.) // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 84-91.
4. 4. Листопадов Д.Ю., Листопадов Ю.Г. Летние скаутские лагеря в России в 1910­1917 гг. // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков: сб. ст. XV Межд. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2016. С. 447-474.
5. 5. Листопадов Д.Ю., Листопадов Ю.Г. История российских детских лагерей до 1917 года (лагеря кадетов, потешных, скаутов, летние детские колонии, трудовые дружины учащихся). Шуя: изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. 68 с.
6. 6. Листопадов Ю.Г. Роль государства и общественных объединений в органи­зации детского летнего отдыха в России // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века: сб. материалов XIII Межд. науч. конф.: в 2 ч. Ч. 2. Иваново: Иванов­ский гос. ун-т, 2014. С. 522-527.
7. 7. Организация летнего отдыха детей: учебно-методическое пособие / под ред. Н.П. Царёвой. СПб.: ЛОИРО, 2011. 120 с.
8. 8. Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова при участии М.С. Эпштейна. Т. 2. М.: Работник просвещения, 1928. 634 с.
9. 9. Степная А.Ф. Артек: [Альбом] / отв. ред.: зам. наркома здравоохранения С.А. Колесников, секретарь ЦК ВЛКСМ Н.Н. Романов. М.: Медгиз, 1940. 214 с.
10. 10. Соловьёв З.П. Крым — пионерам // Правда. 1925. 30 ноября.
11. 11. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 2016. 383 с.
12. 12. Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. М.: Госиздат, 1924. 180 с.
Скачать файл .pdf 321.41 кб