Авторы
- Комаров Роман Владимирович кандидат психологических наук, доцент
Аннотация
Аннотация. В статье на основе рефлексии и обобщения опыта работы педагогов в дистанте в период двух волн пандемии 2020 года представлены типология, системная интерпретация и сравнительный анализ эффективности подходов к использованию цифровых инструментов работниками из числа педагогического и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций среднего и высшего образования. Согласно представленной типологии выделены проективный (субституциональный), комбинаторный (компилятивный) и экосистемный подходы. В качестве разновидности проективного подхода предпринята попытка выделения харизматического подхода с описанием его качественных признаков. В контексте дискуссий, ведущихся относительно правомерности использования термина «экосистема» применительно к образовательному процессу с использованием дистанционных технологий и цифровых инструментов, в статье на основе системной методологии дается обоснование правомерности использования данного термина. С привлечением результатов обратной связи, полученной от выпускников программы профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива» (2020 г.; 313 человек), показано, что сравнение подходов по результативности (достижению только ожидаемого результата) не может служить надежным основанием для выделения экосистемного подхода в самостоятельную категорию, поэтому экосистемный подход рассматривается в разрезе понятий эффективности и гигиены цифрового труда. Доказательной базой правомерности его самостоятельного существования служит количественный анализ эффективности работы педагога на примере сравнения выполнения им в рамках комбинаторного и экосистемного подходов педагогической задачи по проверке задания открытого типа (эссе) на группе из 10 обучающихся, где под эффективностью понимается отношение результата (проверка 10 эссе с обеспечением обратной связи по каждой работе обучающегося) к затратам, в качестве которых рассматривается количество совершаемых операций. Результаты сравнения демонстрируют, что эффективность экосистемного подхода превосходит комбинаторный подход в 3,2 раза, то есть 177 операций (коэффициент эффективности = 0,06) при комбинаторном подходе против 54 операций (коэффициент эффективности = 0,19) при экосистемном подходе.
Как ссылаться
Комаров, Р. В. (2021). Работа педагога в дистанте: подходы к использованию цифровых инструментов Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 3 (57), . https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.57.3.03
Список литературы
1.
Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электронный ресурс] // Принципы системной организации функций. М., Наука, 1973. С. 5-61. URL: https://keldysh.ru/pages/BioCyber/RT/Functional.pdf
2.
Аристотель. Метафизика. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.
3.
Вертгеймер М. О гештальттеории [Электронный ресурс] // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. С. 84-99. URL: https://gestalt-taganrog.ru/articles/wertheimer1.shtml (дата обращения: 31.05.2021).
4.
Гордиенко У. А., Гуменюк О. И., Черненков Ю. В. Оценка состояния здоровья школьников в условиях дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. Т. 65. № 4. С. 340. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43981822 (дата обращения: 31.05.2021).
5.
Джемс В. Психология. М.: Педагогика, 1991. Глава XII. Личность. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/james02/txt06.htm (дата обращения: 31.05.2021).
6.
Иоффе А. Н., Комаров Р. В. Педагогический дизайн: блоки и модули [Электронный ресурс] // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 88-99. URL: https:// edpolicy.ru/pedagogical-design (дата обращения: 31.05.2021).
7.
Кучма В. Р. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) / В. Р. Кучма и др. [Электронный ресурс] // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 02. С. 4-23. URL: http:// schoolshealth.ru/docs/2-2020/KuchmaVR_etall_2_2020_4-23.pdf (дата обращения: 31.05.2021).
8.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 349 с.
9.
Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29949791 (дата обращения: 10.05.2021).
10.
Храмов Ю. Е. Готовность школ к цифровой трансформации / Ю. Е. Храмов и др. // Информатика и образование. 2019. № 10. С. 13-20. DOI: 10.32517/0234-04532019-34-10-13-20
11.
Bates, M. S. Leveraging digital tools to build educative curricula for teachers: two promising approaches // ZDM Mathematics Education. 2017. Vol. 49. P. 675-686. DOI: 10.1007/s11858-017-0868-2
12.
Butrime E. Virtual Learning Environments and Learning Change in Modern Higher Education During the Covid-19 Coronavirus Pandemic: Attitudes of University Teachers // Trends and Applications in Information Systems and Technologies / eds. A. Rocha, H. Adeli, G. Dzemyda, F. Moreira, A. M. Ramalho Correia. WorldCIST 2021. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1367. P. 222-231. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-72660-7_22
13.
Daniel S. J. Education and the COVID-19 pandemic // Prospects. 2020. Vol. 49. P. 91-96. DOI: 10.1007/s11125-020-09464-3
14.
Falloon G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework // Education Tech Research. 2020. Dev 68. P. 2449-2472. DOI: 10.1007/s11423-020-09767-4
15.
Gonzalez-Urquijo M. Transferring face-to-face sessions to virtual sessions in surgical education: a survey-based assessment of a single academic general surgery program / M. Gonzalez-Urquijo et al. // Eur Surg. 2021. Vol. 53. P. 55-59. DOI: 10.1007/s10353-021-00691-2
16.
Green J. K., Burrow M. S., Carvalho L. Designing for Transition: Supporting Teachers and Students Cope with Emergency Remote Education // Postdigit Sci Educ. 2020. Vol. 2. P. 906-922. DOI: 10.1007/s42438-020-00185-6
17.
Impact of the Covid-19 Pandemic on Early Childhood Care and Education // Early Childhood Educ J. 2020. Vol. 48. P. 533-536. DOI: 10.1007/s10643-020-01082-0
18.
Learning and Collaboration Technologies. Human and Technology Ecosystems (2020). 7th International Conference, LCT 2020, Held as Part of the 22nd HCI International Conference, HCII 2020, Copenhagen, Denmark, July 19-24, 2020, Proceedings, Part II / eds.: P. Zaphiris, A. Ioannou. Springer, Cham. Springer Nature Switzerland AG 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-50506-6
19.
Lewis Y. D. The abrupt transition from face-to-face to online treatment for eating disorders: a pilot examination of patients' perspectives during the COVID-19 lockdown / Y. D. Lewis et al. // J Eat Disord. 2021. Vol. 9. P. 31. DOI: 10.1186/s40337-021-00383-y
20.
Ndukwe I. G., Daniel B. K. Teaching analytics, value and tools for teacher data literacy: a systematic and tripartite approach // Int J Educ Technol High Educ. 2020. Vol. 17. P. 22. DOI: 10.1186/s41239-020-00201-6
21.
Purcell W. M., Lumbreras J. Higher education and the COVID-19 pandemic: navigating disruption using the sustainable development goals // Discov Sustain. 2021. Vol. 2. P. 6. DOI: 10.1007/s43621-021-00013-2
22.
Spencer-Keyse J., Luksha P., Cubista J. Learning Ecosystems. An Emerging Praxis for the Future of Education. Moscow School of Management SKOLKOVO & Global Education Futures, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://learningecosys-tems2020.globaledufutures.org (дата обращения: 10.05.2021).
23.
Valieva F., Fomina S., Nilova I. Distance Learning During the Corona-Lockdown: Some Psychological and Pedagogical Aspects // Knowledge in the Information Society. PCSF 2020, CSIS 2020. Lecture Notes in Networks and Systems / eds.: D. Bylieva, A. Nordmann, O. Shipunova, V. Volkova. Vol. 184. Springer, Cham, 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-65857-1_25