Главная Выпуски 16(1)

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376.3 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.10

Авторы

  • Гусева Алла Юрьевна

Аннотация

Актуальность исследования данной проблемы обусловлена значимостью этапа эгоцентрической речи в формировании психических процессов, включая речевую и мыслительную деятельность, и недостаточностью сведений о стимуляции и коррекционном воздействии на протекание данного этапа у детей с речевыми нарушениями. Эгоцентрическая речь ребенка-дошкольника представляет собой полифункциональный процесс, который, выполняя различные функции: планирующую, регулирующую, управляющую, функцию эмоциональной разрядки, — является языковой игрой и служит способом овладения языком, имеет значение для развития коммуникации. Значение этапа эгоцентрической речи подчеркивали многие отечественные психологи. Воздействие на протекание этапа эгоцентрической речи у детей будет способствовать развитию речи, становлению видов мышления и благоприятно влиять на дальнейшее обучение в школе. Однако в коррекционной педагогике данных по стимулированию этапа эгоцентрической речи у младших дошкольников с речевыми нарушениями не представлено. Существует необходимость в разработке методов и приемов коррекционной работы по формированию эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Данная статья направлена на теоретическое обоснование методов коррекционного воздействия на этап эгоцентрической речи; выявление особенностей развития эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и выделение направлений коррекционного воздействия на протекание этапа эгоцентрической речи у детей с речевыми нарушениями. Ведущим методом в исследовании данной проблемы являлся метод наблюдения и анализа видеоматериалов, который позволил выявить особенности эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выборка исследования включала 40 детей младшего дошкольного возраста (из них: 18 детей 3–5 лет без речевых нарушений, 13 детей с ОНР (1-го уровня), 9 детей с ОНР (2-го уровня). В статье представлен обзор литературных источников по проблеме исследования, выявлены особенности формирования эгоцентрической речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи, предложены способы воздействия на протекание этапа эгоцентрической речи детей.

Как ссылаться

Гусева, А. Ю. (2022). ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 183. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.10
Список литературы
1. 1. Выготский, Л. С. (2017). Мышление и речь. СПб.: Питер.
2. 2. Соколов, А. Н. (1967). Внутренняя речь и мышление: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва: Академия педагогических наук СССР. Институт психологии. URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1967/Sokolov_A_N_1967.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
3. 3. Божович, Л. И. (2006). Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование). Культурно-историческая психология, 1, 65–76. URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Bozhovich.shtml (дата обращения: 20.06.2021).
4. 4. Кислова, Т. Р. (1996). Развитие речемыслительной деятельности в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук. Москва: Российская академия наук.
5. 5. Gholami, M., Salehi, N., Azizi, E., & Fazli, B. (2016). Private speech and cognitive development: a review of the two theories. IIOAB, 7(1), 262–269. URL: https://www.researchgate.net/publication/310766805_ARTICLE_PRIVATE_SPEECH_AND_COGNITIVE_DEVELOPMENT_A_REVIEW_OF_THE_TWO_THEORIES (дата обращения: 20.06.2021).
6. 6. Пономарев, И. В. (2013). Исследование приватной (эгоцентрической) речи у детей с типичным развитием. Современная зарубежная психология, 3, 71–80. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n3/63504.shtml (дата обращения: 20.06.2021).
7. 7. Winsler, A., Diaz, R. M., McCarthy, E. M., Atencio, D., & Chabay, L. A. (1999). Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 40, 891–904. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/10509884/ (дата обращения: 20.06.2021).
8. 8. Corkum, P., Humphries, K., Mullane, J. C., & Theriault, F. (2007). Private speech in children with АDHD and their typically developing peers during problemsolving and inhibition tasks. Contemporary Educational Psychology, 33(1), 97–115. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2006.12.003
9. 9. Рубинштейн, С. Л. (2010). Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010.
10. 10. Гарганеева, К. В. (2004). Цитата в речи ребенка и становление коммуникативных навыков на ранних этапах речевого онтогенеза. Детская речь как предмет лингвистического исследования. Материалы междунар. конференции (С. 42–46). URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002576066_161235/ (дата обращения: 20.06.2021).
11. 11. Елисеева, М. Б. (2001). От 2 до 5: речь «для других» и речь «для себя» (к вопросу об эгоцентрической речи ребенка). Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике, 2, 59–76. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21484608&pff=1 (дата обращения: 20.06.2021).
12. 12. Монтеалегре, У. Р. (1987). Роль речи в решении пространственных задач детьми дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/19158.php (дата обращения: 20.06.2021).
13. 13. Запуниди, А. А. (2013). Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22356407 (дата обращения: 20.06.2021).
14. 14. Гребешкова, О. В., Летуновская, С. В. Развитие планирующей функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Огарёв-Online, 21(86), 4–4. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27720084 (дата обращения: 20.06.2021).
15. 15. Kohlberg, L., Yaeger, J., & Hjertholm, E. (1968). Private speech: Four Studies and a Review of Theories. Child Development, 39(3), 691–736. https://doi. org/10.2307/1126979
16. 16. Опалева, М. А. (2010). Эгоцентрическая речь в диалогах детей дошкольного возраста. Вестник РГГУ, 9, 75–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15139337 (дата обращения: 20.06.2021).
17. 17. Furrow, D. (2020). Social and private speech at two years. Child Development, 55(2), 355–362. https://doi.org/10.2307/1129948
18. 18. Локалов, В. А. (2020). Развитие мышления, речи и высших психических функций. СПб: Университет ИТМО. URL: https://books.ifmo.ru/file/pdf/2580.pdf (дата обращения: 20.06.2021).
19. 19. Усачева, Л. Н. (1983). Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: сюжетно-ролевая игра: дис. … канд. пед. наук. Москва: АПН СССР, НИИ дефектологии. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008784463 (дата обращения: 20.06.2021).
20. 20. Фрадкина, Ф. И. (1966). Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства. Психология и педагогика игры дошкольника. Материалы симпозиума, институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (С. 49–56). URL: https://miridetstva.ru/tekstyi/1080-f.i.-fradkina.-razvitie-syuzheta-v-igre-rebenka-rannego-detstva (дата обращения: 20.06.2021).
21. 21. Singer, D. G., Golinkoff, R. M., & Hirsh-Pasek K. (2020). Play learming How play motivates and enhances. Children`s cognitive and social-emotional growth. Oxford University Press. URL: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195304381.001.0001
22. 22. Krafft, K. C., & Berk, L. E. (1998). Private speech in two preschools: Significance of open-ended activities and make-believe play for verbal self-regulation. Department of Psychology, 13(4), 637–658. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(99)80065-9