Главная Выпуски 16(1)

ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 159.922.8 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.05

Авторы

  • Шилова Наталья Петровна кандидат психологических наук

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного исследования временной трансспективы в зависимости от получаемого образования. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена сложностями с распределением времени собственной жизни в юношеском возрасте. Гипотеза исследования заключалась в том, что временная трансспектива студентов среднего профессионального образования отличается по временному, содержательному и связующему критерию от временной трансспективы юношей и девушек, получающих образование в школе или вузе. Выборку исследования составили 1343 юноши и девушки от 14 до 21 года, в том числе 462 школьника, 454 учащихся СПО и 427 студентов вузов. Для проведения исследования применялись проективные методики: «Прошлое, настоящее, будущее» и Life Line. Результаты исследования показали, что во временной трансспективе студентов среднего профессионального образования, так же как и у других юношей и девушек, преобладают события, направленные на учебу и профессию. В то же время студентов среднего профессионального образования отличают следующие содержательные критерии временной трансспективы: важность материальных ценностей и отсутствие саморазвития в прошлом; важность развлечений и общения в настоящем; отсутствие стремления к поиску себя в будущем. Представленные в статье материалы позволяют сделать вывод, что система среднего профессионального образования задает особый вектор в формировании временной трансспективы жизни в юношеском возрасте. Полученные результаты указывают на необходимость проведения специальной психологической работы по формированию осознанности в построении своей жизни юношами и девушками.

Как ссылаться

Шилова, Н. П. (2022). ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 94. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.05
Список литературы
1. 1. Дудырев Ф. Ф., Романова О. А., Шабалин А. И., Абанкина И. В. (2019). Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России (под ред. Ф. Ф. Дудырева, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования). М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
2. 2. Weber, S., & Achtenhagen, F. (2017). Competence domains and vocational-professional education in Germany. In Competence-based vocational and professional education (pp. 337–359). Springer: Cham.
3. 3. Дудырев, Ф. Ф., Романова, О. А., Травкин, П. В. (2019). Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод. Вопросы образования. Educational Studies Moscow, 1, 109–136. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-109-136
4. 4. Suleman, F. (2018). The employability skills of higher education graduates: insights into conceptual frameworks and methodological options. Higher Education, 76, 263–278.
5. 5. Гурова, О. С., Лужбина, Н. А., Кроян, Г. Ф. (2018). Психологическое время как фактор переживания одиночества в юношеском возрасте. Человеческий капитал, 11(119), 94–104. https://doi.org/10.25629/HC.2018.11.11
6. 6. Клементьева, М. В. (2019). Биографический концепт как психологическое средство осмысления жизни. Культурно-историческая психология, 15(4), 68–78. https://doi.org/10.17759/chp.2019150407
7. 7. Курусь, И. А., Солдатова, Е. Л. (2020). Направленность и специфика временной трансспективы в связи с интенсивностью кризисных переживаний в юношеском возрасте. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2, 43–48. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-43-48
8. 8. Сарычева, Ю. В., Курусь, И. А., Пономаренко, И. В., Хафизова, К. В. (2020). Особенности временной перспективы студентов в зависимости от специфики проявлений кризиса идентичности. Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2, 49–54. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-2-49–54.
9. 9. Макушина, О. П. (2019). Восприятие прошлого, настоящего и будущего студентами с разным психологическим возрастом. Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования, 3, 46–50.
10. 10. White, A., Storms, G., Malt, B. C., & Verheyen, S. (2018). Mind the generation: Differences between young and old in everyday lexical categories. Journal of Memory and Language, 98, 12–25. https://doi.org/10.1016/j.jml.2017.09.001
11. 11. Нуркова, В. В. (2018). Жизнь — инструкция по применению: результаты графической экспликации Культурного Жизненного Сценария. Международный журнал исследований культуры, 1(30), 56–69.
12. 12. Arnett, J. J. (2016). Life Stage Concepts across History and Cultures: Proposal for a New Field on Indigenous Life Stages. Human Development, 59, 290–316. https://doi.org/10.1159/000453627
13. 13. Giordano, P. J. (2019). Science, culture, and the study of personality. Psychology in Russia: State of the Art, 12(2), 69–78.
14. 14. Edgar, S., Carr, S. E., Connaughton, J., & Celenza, A. (2019). Student motivation to learn: is self-belief the key to transition and first year performance in an undergraduate health professions program? BMC Medical Education, 19(111). https://doi.org/10.1186/s12909-019-1539-5
15. 15. Кроник A. A. (ред.) (1993). LifeLine и другие: новые методы психологии жизненного пути. Москва: Прогресс, Культура.
16. 16. Нюттен, Ж. (2004). Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл.
17. 17. Ковалев, В. И. (1995). Особенности личностной организации времени жизни. Гуманистические проблемы психологической теории (С. 179–185). Москва: Наука.
18. 18. Бухарина, А. Ю., Толстых, Н. Н. (2019). Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс]. Современная зарубежная психология, 8(2), 36–48. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080204
19. 19. Juaneda, C., Herranz, R., & Montaño, J. J. (2017). Prospective student’s motivations, perceptions and choice factors of a bachelor’s degree in tourism. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, 20, 55–64. https://doi.org/10.1016/j.jhlste. 2017.02.001
20. 20. Karimi, S., & Sotoodeh, B. (2019). The mediating role of intrinsic motivation in the relationship between basic psychological needs satisfaction and academic engagement in agriculture students. Teaching in Higher Education, 1–17. https://doi.org/10.1080/13562517.2019.1623775
21. 21. Sivrikaya, A. H. (2019). The Relationship between Academic Motivation and Academic Achievement of the Students. Asian Journal of Education and Training, 5(2), 309–315. https://doi.org/10.20448/journal.522.2019.52.309.315
22. 22. Booysen, D., & Nel, L. (2019). Motivation for professional studies in psychology: An exploratory study. Journal of Psychology in Africa, 29(5), 527–533. https://doi.org/10.1080/14330237.2019.1667152
23. 23. Campbell, R., Soenens, B., Beyers, W., & Vansteenkiste, M. (2018). University students’ sleep during an exam period: the role of basic psychological needs and stress. Motiv Emot, 42, 671–681. https://doi.org/10.1007/s11031-018-9699-x
24. 24. Тарасова, Л. Е. (2020). Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности. Мир науки. Педагогика и психология, 2(8), 38PSMN220. URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN220.pdf (дата обращения: 03.01.2021).
25. 25. Adelman, R. M., Herrmann, S. D., Bodford, J. E., Barbour, J. E., Graudejus, O., Okun, M. A., & Kwan, V. S. Y. (2017). Feeling closer to the future self and doing better: Temporal psychological mechanisms underlying academic performance. Journal of personality, 85(3), 398–408.
26. 26. Garanina, Zh., Balyaev, S., & Ionova, M. (2019). The Role of Self-Attitude in the Personal and Professional Development of High School Students. The Education and science Journal, 21, 82–96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-82-96
27. 27. Ebbert, A. M., Kumar, N. L., & Luthar, S. S. (2019). Complexities in adjustment patterns among the “best and the brightest”: risk and resilience in the context of high achieving schools. Research in Human Development, 16(1), 21–34. https://doi.org/10.1080/15427609.2018.1541376
28. 28. Громов, А. Д., Платонова, Д. П., Семенов, Д. С., Пырова, Т. Л. (2016). Доступность высшего образования в регионах России. Серия: Современная аналитика образования, 8. Москва: НИУ ВШЭ.
29. 29. Венгер, А. Л., Десятникова, А. М. (1995). Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям. Вопросы психологии, 1, 25–33.
30. 30. Слугина, Л. Б. (1999). Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: автореферат диссертации на соиск. науч. степени канд. психологических наук. Москва: Российская академия образования.
31. 31. Schwartz, S. H., Cieciuch, J., Vecchione, M., Torres, C., Dirilen-Gumus, O., & Butenko, T. (2017). Value tradeoffs propel and inhibit behavior: Validating the 19 refined values in four countries. European Journal of Social Psychology, 47(3), 241–258. https://doi.org/10.1002/ejsp.2228
32. 32. Singh, D., Rocio, M. W., & Anand, N. (2019). The ALPIM (Anxiety, Laxity, Pain, Immune, and Mood) Syndrome in Adolescents and Young Adults: a Cohort Study. The Journal of Neuropsychiatry and Clinical Neurosciences, 31(3), 239–245. https://doi.org/10.1176/appi.neuropsych.18080174
33. 33. Радаев, В. В. (2018). Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ. Социологические исследования, 3, 15–33. https://doi.org/10.7868/S0132162518030029
Скачать файл .pdf 396.46 кб