Главная Выпуски 16(2)

ПАРАМЕТРЫ ОТКРЫТОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 373.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.2.04

Авторы

  • Климова Татьяна Анатольевна
  • Никитина Александра Борисовна кандидат искусствоведения

Аннотация

Статья является результатом исследования актуальной для сегодняшнего российского общества психолого-педагогической проблемы создания условий развития личности и личностных смыслов обучения, развития образовательной мотивации учащихся. Именно в этом контексте возникает необходимость обращения к ресурсам театральной педагогики. В рамках научной работы по разработке и апробации организационно-методической модели включения в образовательную среду школы различных практик и форм театральной деятельности обучающихся была поставлена исследовательская задача, ставшая целью данного исследования, — выделить и дать феноменологическое описание необходимых для развития личности обучающихся условий образовательной среды школы. Авторы данной статьи в качестве системы условий рассматривают концепт художественно-творческой образовательной среды, формулируют параметры ее существования, на примере успешных театральных практик представляют процесс ее формирования. Ведущим методом в основной части исследования был метод кейс-стади (case-study), позволяющий на основе описания параметров художественно-творческой образовательной среды школ, выбранных на пилотном этапе, рассмотреть и проанализировать особенности организации образовательных процессов, позволяющих инициировать активность учащихся. Данный материал содержит обобщение результатов исследования лаборатории социокультурных образовательных практик Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, которое представляет ключевые составляющие образовательной среды как направления деятельности педагога, проектирующего пространство образовательного события. Основные этапы проектирования событийности: совместно-разделенный опыт переживания, совместно-разделенный опыт означивания (именования пережитого опыта), формирование индивидуально-личностного отношения. Полученные выводы позволяют перейти к построению организационно-методической модели включения в образовательную среду школы театральных практик.

Как ссылаться

Климова, Т. А. & Никитина, А. Б. (2022). ПАРАМЕТРЫ ОТКРЫТОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 65. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.04
Список литературы
1. 1. Ackroyd, J. (2006). Research Methodologies for Drama Education. Stoke on Trent (UK). Sterling (USA): Trentham. 182 p.
2. 2. Ahlstrand, P. (2020). A method called action(re) call. How and why we use it. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 25(4), 505–525. https://doi.org/10.1080/13569783.2020.1779584
3. 3. Annand, A. (2019) Evaluating twinkles: reflections on the evaluation of a drama and communication project in schools. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 24(2), 201–208. https://doi.org/10.1080/13569783.2018.1561257
4. 4. Bolton, G. (2006). Drama as Education. An Argument for Placing Drama at the Centre of the Curriculum. Harlow: Longman.
5. 5. McCaslin, Nellie (1990). Creative Drama in the Classroom. Longman. Creative Drama in the Classroom and Beyond: Pearson New International Edition. Pearson Education, Limited.
6. 6. Климова, Т. А., Никитина, А. Б. (2020). Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования. Монография. Московский городской педагогический университет. Москва.
7. 7. Campbell, A. I. (2020). A new strategy for Sri Lankan drama education. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 25(2), 256–262. https://doi.org/10.1080/13569783.2020.1730173
8. 8. Ясвин, В. А. (2001). Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл. http://pedlib.ru/Books/6/0471/6_0471-1.shtml (дата обращения: 07.09.2021).
9. 9. Новикова, Л. И. (1985). Школа и среда. Москва: Знание.
10. 10. Гибсон, Дж. (1988). Экологический подход к зрительному восприятию. Под ред. А. Д. Логвиненко. Москва: Прогресс.
11. 11. Göksel, E. (2020) Drama-based pedagogy: Activating learning across the curriculum. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 25(4), 655–656. https://doi.org/10.1080/13569783.2020.1811657
12. 12. Trezise, B. (2020). Performative pedagogies: feeling the experience of being (the) social in twenty-first century learning. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 25(3), 465–479. https://doi.org/10.1080/13569783.2020.1789454
13. 13. Göksel, E. (2021). Experiencing drama in a Swiss context: a tale of two student teachers. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 26(2), 300–305. https://doi.org/10.1080/13569783.2021.1901567
14. 14. Рубцов, В. В., Ивонина, Т. Г. (2002). Проектирование развивающей среды школы. Московский государственный психолого-педагогический университет. Москва.
15. 15. Панов, В. И. (2005). Экопсихологическая модель образовательной среды. Материалы 4-ой Российской конференции по экологической психологии (с. 213–216). Психологический институт РАО. Москва.
16. 16. Тарасов, С. В. (2003). Образовательная среда и развитие школьника. Санкт-Петербург: ЛОИРО.
17. 17. Юсов, Б. П. (2004). Взаимосвязь культурологических факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. Москва: Компания Спутник +.
18. 18. Кочерова, Е. А., Никитина, А. Б. (2013). Практики инициации открытой художественно-творческой образовательной среды. Материалы X Международной научно-методической конференции «Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ-2013)», 06–08 февраля 2013 г. Под ред. А. В. Поротникова. М-во образования и науки Российской Федерации, УрФУ им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. Екатеринбург.
19. 19. Климова, Т. А. (2013). Возможности художественно-творческой образовательной среды для становления личности. Опыт кинозрителя. Экранные искусства и театр в гуманитарном образовании: проблемы и перспективы (с. 24–29). Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 10–11 апреля 2012 г., Москва (сост. М. С. Бережная). Институт художественного образования Российской академии образования. Москва.
20. 20. Соловей, Е. М. (2013). Цикл музейно-экскурсионных творческих занятий «Подарить себе город». Научные и научно-методические материалы, воспоминания (с. 235–240). Сборник материалов I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л. А. Сулержицкого. Кафедра эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования. Москва.
21. 21. Hadjipanteli, A. (2020). Drama pedagogy as aretaic pedagogy: the synergy of a teacher’s embodiment of artistry. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 25(2), 201–217. https://doi.org/10.1080/13569783.2020. 1730168
22. 22. Jones, J. P. (2021). Drama research methods: provocations of practice. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 26(2), 379–384. https://doi.org/10.1080/13569783.2021.1883427
23. 23. Слободчиков, В. И. (1997). Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. Новые ценности образования: культурные модели школ, 7, 177–185.
24. 24. Martínez E., Fernandez-Rio, J. (2021) Effects of a Theatrical Improvisation programme on students’ motor creativity. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 26(2), 268–282. https://doi.org/10.1080/13569783.2020.1847064
25. 25. Thorkelsdóttir, R. (2020) The complex role of drama teaching and drama teachers’ learning trajectories in an Icelandic context. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 25(4), 593–612. https://doi.org/10.1080/13569783.2020.1796615
26. 26. Teruel, T. M., Alfonso-Benlliure, V., Fields, D. L. (2019) The impact of theatrical experiences on young adults in Spain. Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance, 24(2), 192–200. https://doi.org/10.1080/13569783.2018.1494562
27. 27. Ершова, А. П., Букатов, В. М. (2020). Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для опытных и начинающих учителей. Санкт-Петербург: Образовательные проекты.
28. 28. Асонова, Е. А. (2020). Учебная практика «Город как учебник». Магистратура «на салфетках». Проектирование городских образовательных инфраструктур: от идеи к реализации (с. 21–30). Сборник статей (под ред. Е. В. Ивановой, Е. А. Асоновой, И. А. Виноградовой). Москва: Экон-Информ.
29. 29. Асонова, Е. А., Киктева, К. С. (2018). Музеи в образовательном процессе: модели эффективного взаимодействия. Музей, 3, 71–74.
30. 30. Асонова, Е. А., Россинская, А. Н. (2019). Использование ресурсов города в образовании: вызовы и решения. UniverCity: Города и Университеты. Сборник (под ред. С. Н. Вачковой, Е. А. Асоновой). Вып. 3. Москва: Экон-Информ.
31. 31. Климова, Т. А. (2015). Театральная педагогика как пространство обретения личностных смыслов. Журнал практического психолога, 3, 166–175.
32. 32. Макмак, Л. В. (2018). Метафорический конструктор: работа с метафорой в классе. Школьные технологии, 6. https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskiykonstruktor-rabota-s-metaforoy-v-klasse (дата обращения: 07.06.2021).
33. 33. Киктева, К. С. (2019). Учим языки и играем на сцене. Читатель в игре (с. 173–179). Сборник статей (под ред. Е. А. Асоновой, Е. С. Романичевой). Москва: Библиомир.
34. 34. Бахтин, М. М. (2003). К философии поступка. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. C. 7–68. Москва: Русские словари.
35. 35. Станиславский, К. С. (1991). Работа актёра над ролью: материалы к книге. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 4 (сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской). Москва: Искусство.
36. 36. Кнебель, М. И. (2005). Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. Москва: ГИТИС.
37. 37. Ершов, П. М. (2009). Скрытая логика страстей, чувств и поступков: Искусство понимания себя и других. Логика общения в жизни и на сцене. Психофизическая природа искусства действий. Отв. ред. В. М. Букатов. Москва: Дубна: Феникс +.
38. 38. Савенкова, Л. Г. (2011). Воспитание человека в пространстве культуры: интеграция в педагогике искусства. Монография. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва.
39. 39. Эльконин, Б. Д. (2016). Посредническое Действие и Развитие. Культурно-историческая психология, 12(3), 93–112. https://doi.org/10.17759/chp.2016120306
Скачать файл .pdf 440.15 кб