Авторы
- Золотарева Ирина Владимировна
- Шашкина Гульнара Рустэмовна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы диагностики качественных характеристик голоса будущих логопедов. У логопедов, как представителей голосо-речевых профессий, при увеличении речевой нагрузки достаточно часто отмечаются такие распространенные трудности, как быстрое утомление голоса, напряжение и воспаление голосовых складок, появление неприятных ощущений в гортани, снижение качеств голоса и другие. Поэтому профессиональная подготовка голоса будущих логопедов является весьма важной и значимой проблемой. Целью исследования являлось всестороннее изучение акустических параметров голоса будущих логопедов. Основными методами были: подготовка и сбор аудиоматериалов в специально организованных условиях с использованием аудиоинтерфейса, анализ аудиоматериалов с использованием компьютерных технологий и инновационных разработок. При диагностике голоса особое внимание уделялось изучению высоты и силы голоса, их диапазонных значений, физиологическому и фонационному дыханию, тембру голоса и типу голосоподачи. Результаты обследования дыхания и времени фонации показали, что у студентов — будущих логопедов — преобладает грудной тип дыхания (у 59,3 %), смешанный тип дыхания наблюдается у 25,9 %, брюшной тип дыхания — у 14,8 % обучающихся, среднее значение времени фонации —18,5 секунды. Основной диапазон по высоте голоса составил 153–278 Гц.
К концу выполнения задания у многих студентов голос становился выше, чем в начале выполнения задания, что указывало на возрастание напряжения голосовых складок. При выполнении заданий у 11,1 % участников наблюдалась постоянная назализация, у 33,3 % отмечалась охриплость, которая повышалась к концу выполнения задания. Тембр голоса обследуемых не менялся. 14,8 % студентов не могли отразить характеры героев в процессе фонации. У 29,6 % участников речь была маловыразительной, голос — недостаточно модулированный, монотонный, интонационные изменения были минимальны. В результате данного исследования выявлены особенности компонентов голоса будущих логопедов, обозначена необходимость разработки специального комплекса
по подготовке голоса студентов к логопедической практике. Для реализации профессиональной подготовки голоса будущих логопедов необходима разработка
курса фонопедических упражнений. Создание такого комплекса фонопедического воздействия позволит качественно обучить студентов овладению техниками правильного дыхания, голосоведения и подготовить их голос к требуемым профессиональным нагрузкам.
Как ссылаться
Золотарева, И. В. & Шашкина, Г. Р. (2022). ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ ГОЛОСА БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 174. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.10
Список литературы
1.
1. Баранников, К. А., Вачкова, С. Н., Демидова, М. Ю., Реморенко, И. М., Решетникова, О. А. (2016). О регулировании содержания образования на современном этапе обновления системы образования в Российской Федерации. Вестник образования, 14, 69–80. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27485524 (дата обращения: 15.01.2022).
2.
2. Приходько, О. Г. (2018). Подготовка кадров для системы ранней комплексной помощи детям с ОВЗ. Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд. Материалы II Всероссийского съезда дефектологов (с. 48–53). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37038624 (дата обращения: 15.01.2022).
3.
3. Логинова, Е. Т. (2011). Современные проблемы подготовки специалистов в области специального образования. Вестник Череповецкого государственного университета, 1(28), 12–19. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16345768 (дата обращения: 15.01.2022).
4.
4. Китик, Е. Е. (2016). Виртуальные практики — современный инструмент подготовки логопедов. Дефектологическая наука — практике. Материалы I Всероссийского съезда дефектологов (с. 112–117). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27624128 (дата обращения: 15.01.2022).
5.
5. Шилова, Е. А. (2016). Использование ресурсов сетевого взаимодействия в процессе подготовки бакалавров-логопедов к будущей профессиональной деятельности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 3, 139–144. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2016-3-139-144
6.
6. Kiseleva, N., Serebryakova, N., Shashkina, G., Skivitskaya, M. (2021). Professional training of future speech therapists for work in the inclusive educational environment of a city. Education and City: Education and Quality of Living in the City. Materials of the Third Annual International Symposium, Moscow, 2020, August 24–26. SHS Web of Conferences 98, 04004. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219804004
7.
7. Лахмоткина, В. И., Ястребова, Л. А. (2019). Профилактика и устранение профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий. Проблемы современного педагогического образования, 64(4), 137–140. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37950667 (дата обращения: 15.01.2022).
8.
8. Boone, D. R. (2004). G. Paul Moore Lecture: Unifying the disciplines of our voice smorgasbord. J Voice, 18(3), 375–386. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2003.09.006.
9.
9. Плешков, И. В., Аникеева, З. И. (2009). Наличие заболеваний внутренних органов и систем у профессионалов голоса как причина развития патологического синдрома верхних дыхательных путей. «Голос»: междисциплинарные проблемы. Теория и практика (с. 119–123). Москва: Граница. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22806915 (дата обращения: 15.01.2022).
10.
10. Omori, K. (2011). Diagnosis of Voice Disorders. JMAJ, 4, 248–253. https://www.med.or.jp/english/journal/pdf/2011_04/248_253.pdf (дата обращения: 15.01.2022).
11.
11. Amir, O., Wolf, M., Amir, N. (2009). A clinical comparison between two acoustic analysis softwares: MDVP and Praat. Biomedical Signal Processing and Control, 4, 202–205. https://doi.org/10.1016/j.bspc.2008.11.002
12.
12. Campisi, P., Tewfik, T. L., Manoukian, J. J., Schloss, M. D., Pelland-Blais, E., Sadeghi, N. (2002). Computer-assisted voice analysis: Establishing a pediatric database. Archives of Otolaryngology-Head and Neck Surgery, 128(2), 156–160. https://doi.org/10.1001/archotol.128.2.156
13.
13. Ma, E. P.-M., Yiu, E. M.-L. (2005). Suitability of acoustic pertubation measures in analyzing periodic and nearly periodic voice signals. Folia Phoniatrica et Logopaedica, 57(1), 38–47. https://doi.org/10.1159/000081960
14.
14. Vogel, A. P., Maruff, P. (2008). Comparison of voice acquisition methodologies in speech research. Behavior Research Methods, 40(4), 982–987. https://doi.org/10.3758/BRM.40.4.982
15.
15. Vogel, A. P., Morgan, A. T. (2009). Factors affecting the quality of sound recording for speech and voice analysis. International Journal of Speech-Language Pathology, 11(6), 431–437. https://doi.org/10.3109/17549500902822189
16.
16. Warhurst, S., McCabe, P., Madill, C. (2013) What Makes a Good Voice for Radio: Perceptions of Radio Employers and Educators. Journal of voice, 2(2), 217–224. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2012.08.010
17.
17. Maryn, Y., Corthals, P., De Bodt, M., Van Cauwenberge, P., Deliyski, D. (2009). Perturbation measures of voice: A comparative study between Multi-Dimensional Voice Program and Praat. Folio Phoniatrica et Logopaedia, 61, 217–226. https://doi.org/10.1159/000227999
18.
18. Bhuta, T., Patrick, L., Garnett, J. D. (2004). Perceptual evaluation of voice quality and its correlation with acoustic measurements. Journal of Voice, 18(3), 299–304. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2003.12.004
19.
19. Kempster, G. B., Gerratt, B. R., Verdolini Abbott, K., Barkmeier-Kraemer, J., Hillman, R. E. (2009). Consensus auditory-perceptual evaluation of voice: development of a standardized clinical protocol. American Journal of Speech Language Pathology, 18, 124–132. https://doi.org/10.1044/1058-0360
20.
20. Vogel, A. P., Maruff, P., Snyder, P. J., Mundt, J. C. (2009). Standardization of pitchrange settings in voice acoustic analysis. Behavior Research Methods, 41(2), 318–324. https://doi.org/10.3758/BRM.41.2.318
21.
21. Wilson, J. A. (2004). The reliability and sensitivity to change of acoustic measures of voice quality. Clinical Otolaryngology and Allied Sciences, 29(5), 538–544. https://doi.org/10.1111/j.1365-2273.2004.00846.x
22.
22. Vogel, A. P., Fletcher, J., Snyder, P. J., Fredrickson, A., Maruff, P. (2011). Reliability, stability and sensitivity to change and impairment in acoustic measures of timing and frequency. Journal of Voice, 25(2), 137–149. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2009.09.003
23.
23. Warhurst S., Madill C, McCabe P., Ternstrom S., Yiu E., Heard R. (2017). Perceptual and Acoustic Analyzes of Good Voice Quality in Male Radio Performers. Journal of voice, 31(2), 251–259. https://doi.org/10.1016/j.jvoice.2016.05.016
24.
24. Михалевская, И. А., Осипенко, Е. В. (2006). Особенности фонопедической работы с представителями вокальных профессий. Материалы XVII съезда оториноларингологов России, Нижний Новгород, 7–9 июня 2006 г. (c. 200–201). Сборник тезисов. Нижний Новгород: Галея-Принт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30098880 (дата обращения: 15.01.2022).
25.
25. Орлова, О. С. (2016). Самооценка голоса при формировании профессиональных компетенций логопеда. Специальное образование. Материалы XII Международной научной конференции (с. 9–15). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26675535 (дата обращения: 15.01.2022).
26.
26. Шашкина, Г. Р., Золотарева, И. В. (2021). Изучение самооценки голоса студентами-будущими логопедами в условиях дистанционного обучения. Проблемы современного педагогического образования, 70(2), 315–319. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46263014& (дата обращения: 15.01.2022).
27.
27. Осипенко, Е. В., Орлова, О. С., Котельникова, Н. М., Исаева, М. Л., Михалевская, И. А., Кривых, Ю. С., Калинкин, А. Л. (2021). Сон и его влияние
на голос. Специальное образование, 1(61), 151–166. https://doi.org/10.12345/1999-6993_2021_01_12