Авторы
- Жукова Наталья Владимировна доктор психологических наук, доцент
- Вершинина Татьяна Станиславовна кандидат филологических наук, доцент
Аннотация
Методологической основой исследования является теория контекстного образования. Цель статьи — описать внешние контексты речевого поступка субъекта
познания. Объект — речевой поступок субъекта познания. Предмет — внешние контексты речевого поступка субъекта познания. Актуальность исследования обусловлена необходимостью описать совокупность внешних факторов речевого поступка субъекта познания, детерминирующих внутренние условия формирования профессиональной речевой культуры и ее ядра «языковой личности субъекта». В статье описаны пять внешних контекстов, обусловленных мировой образовательной средой и образовательной средой страны, образовательной средой семьи и средой коммуникативной и информационной культуры, а также собственно образовательной средой; показано, что все внешние контексты связаны между собой изменениями, происходящими в социокультурном пространстве. Представленные в статье материалы развивают теорию контекстного образования, идеи о внутреннем и внешнем контексте, о единстве антиципации и рефлексии как механизма мышления в контекстном обучении, о внутреннем кросс-культурном контексте и личной культуре; закладывают основания для развития теории личностно-профессиональной речевой культуры в контекстном образовании, подходы к определению уровней речевого
поступка субъекта познания в контексте с личной культурой на втором уровне ее проявления, а именно, социокультурной компетентности.
Как ссылаться
Жукова, Н. В. & Вершинина, Т. С. (2022). ВНЕШНИЕ КОНТЕКСТЫ РЕЧЕВОГО ПОСТУПКА СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(3), 66. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.04
Список литературы
1.
1. Лолаев, Т. П. (2007). Время функциональной концепции — адекватное отражение времени объективной реальности (Под ред. В. С. Чуракова). Культура и время. Время в культуре. Культура времени (с. 92–106). Библиотека времени. Вып. 4. Шахты: ЮРГУЭС. https://rs.b-ok.com/book/2369511/3086ac
2.
2. Воронин, А. Н. (2015). Дискурсивные способности: теория, методы изучения, психодиагностика. Институт психологии РАН. Москва. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=430633
3.
3. Вербицкий, А. А. (2019). Контекстное образование в России и США. Монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-история.
4.
4. Вербицкий, А. А. (2010). Категория «контекст» в психологии и педагогике. Монография. Москва: Логос. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84989
5.
5. Брушлинский, А. В. (2003). Психология субъекта. (Отв. ред. В. В. Знаков). Институт психологии РАН. Москва; Санкт-Петербург: Алетейя. https://klex.ru/idd
6.
6. Suryawati, Е., & Osman, K. (2018). Contextual Learning: Innovative Approach towards the Development of Students’ Scientific Attitude and Natural Science Performance. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (1), 61–76. https://doi.org/10.12973/ejmste/79329
7.
7. Wahyuningtyas, R. S., & Wuryadi. (2018). The Influence of Contextual Teaching and Learning (CTL) on Critical Thinking Ability and Conceptual Understanding of Skeletal System Materials. AIP Conference Proceedings, 2021, 1. https://doi.org/10.1063/1.5062828
8.
8. Jayadiputra, E. (2018). The Implementation of Project Citizen in Contextual Teaching and Learning Approach. Proceedings of the Annual civic education conference, 251, 524–528.
9.
9. Mussadad, A. A., Sulistyaningrum, I. C. D., & Agung, S. L. (2018). The Effectiveness of Multicultural Education Implementation Model in Social Science Learning Using Contextual Teaching and Learning. 3rd International Conference of Arts, Language, Linguistics and Culture (ICALC), 279, 121–129.
10.
10. Tari, D. K., & Rosana, D. (2019). Contextual Teaching and Learning to Develop Critical Thinking and Practical Skills. Journal of Physics: Conference Series, 1233 (1). https://doi.org/10.1088/1742-6596/1233/1/012102
11.
11. Kastner, P. (2019). Teaching International Criminal Law from a Contextual Perspective. International criminal law review, 19 (3), 532–549.
12.
12. Kim, H.-J. (2021). Socio-Cultural Development Approach to Investigate Teacher Learning across Two Contexts. Educ. Sci., 11 (37). https://doi.org/10.3390/
educsci11020037
13.
13. Puiggalí, J., & Tesouro, M. (2021). Influencia de variables contextuales en el enfoque de enseñanza: relación entre enfoque de enseñanza y estilo de aprendizaje. Aula Abierta, 50 (1), 481–490. https://doi.org/10.17811/rifie.50.1.2021.481-490
14.
14. Ainoutdinova, I., Blagoveshchenskaya, A., Nurutdinova, A., & Dmitrieva, E. (2019). Contextual approach as the basis for effective experiential training of university students in Russia. 12th Annual International Conference of Education, Research, and Innovation (ICERI), 9004–9010. https://doi.org/10.21125/iceri.2019.2162
15.
15. Вербицкий, А. А. (2018). Психолого-педагогические основы контекстного образования. Психология и педагогика контекстного образования. Монография. (Науч. ред. А. А. Вербицкий; с. 7–88). Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История.
16.
16. Benz, A. (2021). Epistemic Perspectives and Communicative. Acts. Front. Commun., 6. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.612733
17.
17. Жукова, Н. В., Вершинина, Т. С. (2021). Речевой поступок в контекстном образовании. Психология и педагогика образования, 2, 137–149. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-2-137-149.
18.
18. Рубинштейн, С. Л. (2002). Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер.
19.
19. Сычев, А. А. (2019). Долженствование и нормативность в философии поступка M. М. Бахтина. Гуманитарный вектор, 14 (2), 42–47. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2019-14-2-42-47
20.
20. Zheleznov, A. S. (2017). Понятие и форма морального поступка. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология.
104–120. https://doi.org/10.17223/1998863X/38/11
21.
21. Зимняя, И. А. (1985). Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителей (2-е изд.). Москва: Просвещение. http://psychlib.ru/mgppu/ZPa-1985/ZPa-160.htm#$p1
22.
22. Бахтин, М. М. (1979). Эстетика словесного творчества. (Сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова). Москва: Искусство.
23.
23. Курцева, 3. И. (2017). Речевой поступок: риторический и методический аспекты. Монография. Московский педагогический государственный университет. Москва.
24.
24. Уилбер, К. (2004). Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. (Пер. с англ., ред. А. Киселев; с. 43, 91). Москва: ACT.
25.
25. Калашников, В. Г. (2018). Образовательная среда контекстного типа: специфика и характеристики. Психология и педагогика контекстного образования. Монография. (Науч. ред. А. А. Вербицкий; с. 109–142). Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История.
26.
26. Минченков, А. В., Елпидифоров, П. Б. (2001). Методы структурной психосоматики. Институт общегуманитарных исследований. Москва; Санкт-Петербург: ЮВЕНТА.
27.
27. Бехтель, Э. Е., Бехтель, А. Э. (2005). Контекстуальное опознание. Санкт-Петербург: Питер.
28.
28. Лакофф, Дж., Джонсон, М. (2008). Метафоры, которыми мы живем. (Под ред. А. Н. Баранова; пер. с англ. А. Н. Баранова и А. В. Морозовой; 2-е изд.). Москва: Изд-во ЛКИ.
29.
29. Келли, Дж. А. (2000). Теория личности (теория личных конструктов). (Пер. с англ., науч. ред. А. А. Алексеев). Санкт-Петербург: Речь.
30.
30. Холодная, М. А. (2004). Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. (2-е изд.). Санкт-Петербург: Питер.
31.
31. Вербицкий, А. А., Калашников, В. Г. (2015). Контекстный подход в психологии. Психологический журнал, 36 (3), 5–14. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23803959_98050973.pdf
32.
32. Лотман, Ю. М. (2000). Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. Семиосфера. (Ред. А. Ю. Балакин; с. 557–567). Санкт-Петербург: Искусство-СПБ.
33.
33. Жукова, Н. В., Вершинина, Т. С. (2021). Воспроизведение коммуникативной культуры субъектом познания через речевой поступок в контекстном образовании. Педагогическое образование в России, 4, 124–130. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_15.
34.
34. Братусь, Б. С. (2019). Аномалии личности. Москва: Никея.
35.
35. Уваров, Е. А. (2005). Субъектная активность как ведущий фактор саморазвития человека. Прикладная психология, 5, 2–21.
36.
36. Яковлев, А. И. (2015). Религия и религиозный фактор в эпоху глобализации. Религия и общество на Востоке, 7–19. https://ivran.ru/articles?artid=10296
37.
37. Чистякова, О. В. (2016). Общество и религия в постсекулярную эпоху: теоретические подходы и эмпирическое взаимодействие. Вестник РУДН. Серия Философия, 2, 43–51. http://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/11769
38.
38. Брудный, А. А. (2005). Психологическая герменевтика. Москва: Лабиринт
39.
39. Пикулёва, О. А. (2014). Самопрезентация личности в пространстве Интернет-коммуникаций. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных исследований» (с. 55–58). Российский государственный педагогический университет. Санкт-Петербург.
40.
40. Zhao, L., Lee, S. H., Li, M., & Sun, P. (2022). The Use of Social Media to Promote Sustainable Fashion and Benefit Communications: A Data-Mining Approach. Sustainability, 14 (3), 1178. https://doi.org/10.3390/su14031178
41.
41. Galyashina, E. I., & Nikishin, V. D. (2021). The concepts of aggressive information impact through the lens of internet users’ worldview security. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci., 14 (11), 1660–1673. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0848
42.
42. Маркузе, Г. (2009). Преобладание репрессивных потребностей. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса» (с. 41–59). Москва: Алгоритм. https://www.litmir.me/br/?b=262955&p=7
43.
43. Nandy, A., Nixon, E., & Quigley, J. (2021). Communicative functions of parents’ child-directed speech across dyadic and triadic contexts. Journal of Child Language, 48, 1281–1294. https://doi.org/10.1017/S030500092000080X
44.
44. Леонтьев, А. А. (2016). Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. (Ред. Д. А. Леонтьев). Москва: Смысл.