Главная Выпуски 16(3)

ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ (ПО ДАННЫМ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКИ)

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.3.11

Авторы

  • Величенкова Ольга Александровна кандидат педагогических наук
  • Белоусова Ксения Валерьевна
  • Хакимуллина Римма Рафаилевна

Аннотация

В статье анализируется один из возможных психологических механизмов специфических трудностей в обучении младших школьников — недостаточность процессов фонологической обработки. Цель статьи — изучить возрастную динамику показателей фонологической рабочей памяти у учащихся 1–3-го классов с трудностями в обучении. Исследование проводилось на основе широко распространенных в отечественной логопедии и психологии методологических подходов: концепции речевого недоразвития; теории фонологического дефицита при дислексии; онтогенетического подхода к речевому обследованию. Использовались экспериментальные методы исследования фонологической рабочей памяти: повторение серий слогов с оппозиционными согласными, повторение псевдослов. Представлены результаты онлайн-обследования 159 школьников. Показана успешность воспроизведения проб в целом и отдельных стимулов, дан качественный анализ ошибок, рассмотрены возрастные различия выполнения проб и их согласованность. Полученные результаты могут использоваться при разработке стандартизированных процедур оценки фонологических процессов в школьном возрасте. По одной из проб проведено сопоставление новых результатов с имеющимися данными безвыборочного исследования. Делается вывод о том, что с возрастом показатели фонологической рабочей памяти улучшаются, имеются существенные отличия по успешности выполнения заданий между первоклассниками и более старшими детьми.

Как ссылаться

Величенкова, О. А., Белоусова, К. В. & Хакимуллина, Р. Р. (2022). ВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ (ПО ДАННЫМ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКИ) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(3), 195. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.11
Список литературы
1. 1. Токарева, О. А. (1971). Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению. Патология речи: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, 406, 63–98.
2. 2. Корнев, А. Н. (2003). Нарушения чтения и письма у детей. Монография. Санкт-Петербург: Речь. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19886024
3. 3. Vellutino, F. R., Fletcher, J. M., Snowling, M. J., & Scanlon, D. M. (2004). Specific reading disability (dyslexia): what have we learned in the past four decades? Journal of Child Psychology and Psychiatry, 45 (1), 2–40. https://doi.org/10.1046/j.0021-9630.2003.00305.x
4. 4. Grigorenko, E. L., Compton, D. L., Fuchs, L. S., Wagner, R. K., Willcutt, E. G., & Fletcher, J. M. (2019). Understanding, Educating, and Supporting Children with Specific Learning Disabilities: 50 Years of Science and Practice. American Psychologist. Advance online publication. http://dx.doi.org/10.1037/amp0000452
5. 5. Uppstad, P. H., & Tønnessen, F. E. (2007). The notion of phonology in dyslexia research: cognitivism — and beyond. Dyslexia. John Wiley & Sons, Ltd. 13 (3), 154–174. https://doi.org/10.1002/dys.332
6. 6. Левина, Р. Е. (2005). Нарушения речи и письма у детей. Р. Е. Левина. Избранные труды. (Ред.-сост.: Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин). Москва: АРКТИ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19964849
7. 7. Русецкая, М. Н. (2007). Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин. Монография. Санкт-Петербург: Каро. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19990904
8. 8. Григоренко, Е. Л., Эллиотт, Дж. Дж. (2012). Чтение о чтении. Воронеж: Аист.
9. 9. Snowling, M. J., & Melby-Lervåg, M. (2016). Oral language deficits in familial dyslexia: A meta-analysis and review. Psychological Bulletin, 142, 498–545. http://dx.doi.org/10.1037/bul0000037
10. 10. Peng, P., & Fuchs, D. (2016). A meta-analysis of working memory deficits in children with learning difficulties: Is there a difference between verbal domain and numerical domain? Journal of Learning Disabilities, 49, 3–20. http://dx.doi.org/10.1177/0022219414521667
11. 11. Ахутина, Т. В. (2018). Нейропсихологический анализ ошибок на письме. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. Научная монография. (Ред. О. А. Величенкова; с. 76–95). Москва: Логомаг. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36557481
12. 12. Лалаева, Р. И. (2019). Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебник. Санкт-Петербург: КАРО. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20051105
13. 13. Лалаева, Р. И., Венедиктова Л. В. (2001). Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург: Союз.
14. 14. Боскис, Р. М., Левина, Р. Е. (2006). Об одной из форм акустической агнозии: Косноязычие в речи и письме. Культурно-историческая психология, 2 (3), 85–92. https://psyjournals.ru/kip/2006/n3/Boskis_full.shtml
15. 15. Швачкин, Н. Х. (2004). Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. Возрастная психолингвистика. Москва: Лабиринт.
16. 16. Бельтюков, В. И. (1988). Системный анализ онтогенеза фонемного строя языка. Теоретические и прикладные исследования психологии речи (с. 72–91). Институт психологии АН СССР Москва.
17. 17. Агрис, А. Р., Ахутина, Т. В. (2018). Исследование фонематического слуха в отечественной нейропсихологии: по материалам работ А. Р. Лурии. Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. Научная монография. (Ред. О. А. Величенкова; с. 24–39). Москва: Логомаг. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36557477
18. 18. Иншакова, О. Б. (1998). Альбом для логопеда. Москва: ВЛАДОС.
19. 19. Чиркина, Г. В. (2003). Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Москва: АРКТИ.
20. 20. Безрукова, О. А., Каленкова, О. Н. (2008). Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Москва: Каисса. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24254499
21. 21. Ахутина, Т. В., Фотекова, Т. А. (2017). Диагностика речевых нарушений школьников. Практическое пособие. Москва: Юрайт. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30569100
22. 22. Ощепкова, Е. С., Бухаленкова, Д. А., Якупова, В. А. (2020). Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование, 3 (99), 32–39. https://doi:10.24411/1997-9657-2020-10072
23. 23. Ушакова, О. С., Волкова, О. С. (2020). Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе. Современное дошкольное образование, 3 (99), 51–59. https://doi:10.24411/1997-9657-2020-10074
24. 24. Белоус, Е. Н. (2009). К проблеме структуры фонематического слуха. Образование и наука, 10, 122–128. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12999422
25. 25. Эльконин, Д. Б. (1997). Как научить детей читать. Психическое развитие в детских возрастах. (Под ред. Д. И. Фельдштейна). Институт практической психологии. Москва. http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=84066
26. 26. Богомазов, Г. М. (2001). Современный русский литературный язык: фонетика. Москва: ВЛАДОС. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000739998
27. 27. Цейтлин, С. Н., Богомазов, Г. М. (2006). Возрастная фонология (двухуровневая фонологическая система и ее роль в формировании чутья языка и грамотности учащихся 1–6 классов). Вопросы языкознания, 5, 146–148. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9296588
28. 28. Ramus, F. (2001). Dyslexia: Talk of two theories. Nature. Nature Publishing Group, 412 (6845), 393–394. https://doi:10.1038/35086683.
29. 29. Dollaghan, C. A., Biber, M. E., & Campbell, T. F. (1995). Lexical influences on nonword repetition. Applied Psycholinguistics, 16 (2), 211–222. https://doi.org/10.1017/S0142716400007098
30. 30. Gathercole, S. E. (1995). Is nonword repetition a test of phonological memory or long-term knowledge? It all depends on the nonwords. Memory & Cognition, 23 (1), 83–94. https://doi.org/10.3758/bf03210559
31. 31. Estes, K. G., Evans, J. L., & Else-Quest, N. M. (2007). Differences in the nonword repetition performance of children with and without specific language impairment: A metaanalysis. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 50 (1), 177–195. https://doi.org/10.1044/1092-4388(2007/015)
32. 32. Gillon, G. T. (2017). Phonological awareness: From research to practice. Guilford Publications.
33. 33. Fawcett, A. J., & Nicolson, R. I. (2004). The dyslexia screening test-junior (DST-J). London: The Psychological Corporation.
34. 34. Nittrouer, S. (1996). The relation between speech perception and phonemic awareness: Evidence from low-SES children and children with chronic otitis media. Journal of Speech and Hearing Research, 39 (5), 1059–1070. https://doi.org/10.1044/jshr.3905.1059
35. 35. Rvachew, S., Ohberg, A., Grawberg, M., & Heyding, J. (2003). Phonological awareness and phonemic perception in 4-year-old children with delayed expressive phonology skills. American Journal of Speech–Language Pathology, 12 (4), 463–471. https://doi.org/10.1044/1058-0360(2003/092)
36. 36. Иншакова, О. Б. (2013). Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников. Москва: В. Секачев.
37. 37. Величенкова, О. А. (2015). Диагностика речевых функций в рамках скрининг-обследования первоклассников. Новые педагогические технологии, XXIV, 39–44. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25056664
38. 38. Ахутина, Т. В., Корнеев, А. А., Матвеева, Е. Ю. (2016). Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет. (Под ред. Т. В. Ахутиной). Москва: В. Секачев.
39. 39. Дорофеева, С. В., Решетникова, В. А., Зырянов, А. С., Горанская, Д. Н., Гордеева, Е. А., Серебрякова, М. Н., Ахутина, Т. В., Драгой, О. В. (2018). Батарея тестов для выявления особенностей фонологической обработки у русскоязычных детей: данные нормы и группы детей с дислексией. Восьмая Международная конференция по когнитивной науке, 18–21 октября 2018 г. (Отв. ред.: А. К. Крылов, В. Д. Соловьев; с. 331–333). Институт психологии РАН. Светлогорск.
40. 40. Dorofeeva, S. V., Laurinavichyute, A., Reshetnikova, V., Akhutina, T. V., Tops, W., & Dragoy, O. (2020) Complex phonological tasks predict reading in 7 to 11 years of age typically developing Russian children. Journal of Research in Reading, 43, 516–535. https://doi.org/10.1111/1467-9817.12327
41. 41. Eliseeva N., & Marini A. (2017). Phonological working memory and inhibition control in language impaired (LI) children. Experimental Psycholinguistics Conference, 2017, June 28–30. Menorca, Spain.
42. 42. Руль (Елисеева), Н. Н., Горобец, Е. А., Резвина, И. А. (2018). Повторение псевдослов русскоговорящими детьми: материалы для нейролингвистического опросника. Филология и культура, 2 (52), 121–127. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35257273
43. 43. Лурия, А. Р. (2008). Высшие корковые функции человека. Монография. Санкт-Петербург: Питер. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19497041
44. 44. Григорьева, И. А., Корнев, А. Н., Оганов, С. Р. (2018). Регистрация движений взора при списывании квазислов у детей с дисграфией 8–9 лет и здоровых сверстников. Доктор, 1, 93–94. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35646682
45. 45. Величенкова, О. А., Гусева, В. Г. (2022). Выполнение слухоречевых проб школьниками с трудностями в обучении. Учен. зап. Казан. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. Т. 164, кн. 1.
Скачать файл .pdf 518.65 кб