Авторы
- Киктева Ксения Сергеевна кандидат педагогических наук
Аннотация
Актуальность исследования целей и результатов работы книжных клубов в России и за рубежом обусловлена тем, что эти аспекты на данный момент не проанализированы и не обобщены для различных видов книжных клубов в разных странах. Попытка сделать это позволяет изучить книжные клубы как образовательную технологию. В связи с этим данная статья направлена на выявление общего и различного в понимании целей и результатов работы книжных клубов для участников разных возрастов как в России, так и за рубежом (на примере англоговорящих стран). Для проведения данного исследования были использованы такие методы, как анализ соответствующего контента, содержащегося в открытых русскоязычных и англоязычных источниках, а также интервьюирование российских модераторов и руководителей книжных клубов. В статье выявлены основные цели и результаты деятельности книжных клубов в России и за рубежом. Цели в основном связаны с предоставлением участникам клубов возможности не только читать и обсуждать книги по интересам, но и общаться на различные темы в психологически комфортной среде, а также получать стимул для личностного роста. Среди результатов деятельности клубов в качестве наиболее значимых можно выделить развитие коммуникативных умений их участников, возросший интерес к книгам и чтению и расширение кругозора в целом. Представленные в статье материалы позволяют осмыслить образовательные возможности книжных клубов и перспективы их использования, например, в качестве технологии формирования различных составляющих функциональной грамотности.
Как ссылаться
Киктева, К. С. (2022). КНИЖНЫЕ КЛУБЫ: ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 115. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.07
Список литературы
1.
1. Рубанова, Т. Д. (2018). Книжные клубы как коммуникационная площадка. Библиография и книговедение, 3(416), 85–93. https://www.elibrary.ru/item.
asp?id=35184615&
2.
2. Leimbach, J., Leimbach, K., Johnson, M. (2021). Reading Club. https://doi.org/10.4324/9781003236474-23
3.
3. Colwell, J., Woodward, L., Hutchison, A. (2018). Out-of-School Reading and Literature Discussion: An Exploration of Adolescents’ Participation in Digital Book Clubs. Online Learning, 22. https://doi.org/10.24059/olj.v22i2.1222
4.
4. Casey, H. K. (2017). Literacy Learning Clubs in Grades 4–8. Engaging Students Across the Disciplines. Guilford Publications. https://books.google.ru/books?id=rVLgDQAAQBAJ&redir_esc=y
5.
5. Dakopoulou, A. (2020). Applying the Theory of Total Artwork to the Interpretive Approach to Literature in an Adult Reading Club, 8, 163–177. https://www.researchgate.net/publication/346395831_Applying_the_Theory_of_Total_Artwork_to_the_Interpretive_Approach_to_Literature_in_an_Adult_Reading_Club
6.
6. Topping, K. (2022). Electronic Reading and Out-of-School Reading. https://doi.org/10.4324/9781003215882-12
7.
7. Sharma, M. (2020). The Monday morning book club. Canadian Medical Association Journal, 192. E1022–E1023. https://doi.org/10.1503/cmaj.200395
8.
8. Zhang, E. (2021). Book Club. JAMA Oncology, 7. https://doi.org/10.1001/jamaoncol.2020.8014
9.
9. Jacques, S. (2020). Book Club. Digital Criminology. https://doi.org/10.21428/90a54840.cd7a3f4d
10.
10. Shieh, J.-C., Chiu, S.-L. (2021). Strategic Study of On-Line Reading Clubs in Senior High School Libraries of Taiwan. IASL Annual Conference Proceedings. https://doi.org/10.29173/iasl7925
11.
11. Lo, R., Wiseman, A. (2022). ‘That’s my dumb husband’: Wild things, battle bears and heteronormative responses in an afterschool reading club. Journal of Early Childhood Literacy, 146879842210790. https://doi.org/10.1177/14687984221079008
12.
12. Еременкова, М. Е. (2018). Читательский клуб как форма внеурочной деятельности по формированию читательской компетенции у младших школьников. Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник результатов научных исследований (с. 51–56). Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. https://elibrary.ru/item.asp?id=35135327
13.
13. Прозоровская, О. В. (2019). Читательский клуб как форма внеклассной работы в российской школе. Магистр — науке и образованию: Актуальные проблемы современного литературного образования. Материалы V Всероссийской научной видеоконференции с международным участием, Москва, 18 апреля 2019 г. (с. 6–13). Москва: Московский педагогический государственный университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=41807939
14.
14. Ильясова, О. Р. (2020). Формирование читательской компетентности обучающихся (из опыта работы книжного клуба). Ямальский вестник, 3(21), 16–19. https://elibrary.ru/item.asp?id=44034367
15.
15. Шкредова, М. И. (2019). Книжный клуб как форма читательской активности (на примере книжного клуба «Больше книг — больше друзей»). Актуальные вопросы образования в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Мурманск, 26–28 марта 2019 г. (с. 325–328) / отв. ред. Т. В. Белевских. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=37653234
16.
16. Ганина, А. П. (2021). Книжный клуб как форма читательской коммуникации подростков. Магивделе: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры (с. 176–182). Москва: Экон-Информ. https://elibrary.ru/item.asp?id=46361521
17.
17. Данилова, А. К. (2021). Книжные клубы в интернет-пространстве: особенности медиаформата. Грани книжной культуры: к 20-летию создания Научного центра исследований истории книжной культуры – Научного и издательского центра «Наука» РАН. Материалы Российско-Белорусского круглого стола, Москва, 22 декабря 2021 г. (с. 205–207) / сост.: Л. А. Авгуль, Н. В. Вдовина. Москва: Наука. https://elibrary.ru/item.asp?id=48160771
18.
18. Petrich, N. R. (2015). Book Clubs: Conversations Inspiring Community. i.e.: inquiry in education, vol. 7, iss. 1, art. 4. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1171691.pdf
19.
19. McCaughey, J. (2017). Book Clubs as a Tool for Community Building andLanguage Enhancement. English teaching forum. https://americanenglish.state.gov/files/ae/resource_files/etf_55_1_p22-29.pdf
20.
20. Hughes, J., Morrison, L., Mamolo, A. (2021). Book Club: It’s Not a Game, or is it? MacroWorld, 171–190. https://doi.org/10.15340/978-625-00-0106-6_8
21.
21. Owen, L. (2019). Book club rights. https://doi.org/10.4324/9781351037501-10
22.
22. Маликова, П. М., Бугаева, М. И. (2018). Воспитание любознательного читателя: о деятельности читательского клуба «Книголюб». Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций (№ 2, с. 715–720). https://elibrary.ru/item.asp?id=35421071
23.
23. Hsieh, S.-H., Li, S.-L. (2021). Discussing the Theory and Practice of Propelling Class Reading Club from the Aspect of Knowledge Management. IASL Annual Conference Proceedings. https://doi.org/10.29173/iasl7892
24.
24. Асонова, Е. А., Киктева, К. С., Россинская, А. Н. (2018). «Право на культуру»: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология, 2(44), 63–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35055791
25.
25. Shaikh, M., Bean, C., Forneris, T. (2019). Youth Leadership Development in the Start2Finish Running & Reading Club. Journal of Youth Development, 14, iss. 1, 112–130. https://doi.org/10.5195/jyd.2019.674
26.
26. Бусыгина, М. А. (2019). Развитие ценностных ориентаций подростков на занятиях читательского клуба «Душевное чтение». Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, Томск, 24–26 октября 2018 г. (с. 14–17). Томск: Томский государственный педагогический университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=39003294