Главная Выпуски 16(4)

МОДЕЛЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ НАСТАВНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическое образование , УДК: 005.963.2 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.01

Авторы

  • Ирисметова Индира Ильмуратовна
  • Масалимова Альфия Рафисовна доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

Наставничество как направление кадровой политики предприятия представляет собой непрофессиональную педагогическую деятельность, осуществляемую на общественных началах сотрудниками предприятий, не имеющими специального образования, по отношению к начинающим работникам с целью их педагогического сопровождения, адаптации на предприятии, социального и профессионального становления и карьерного развития. Наставничество является двусторонним процессом, который включает в себя деятельность наставника и стажера, взаимоотношения которых способствуют взаимному карьерному росту и дают определенные преимущества всем субъектам процесса корпоративного обучения. Цель данной статьи заключается в разработке теоретических основ моделирования процесса подготовки наставников к осуществлению непрофессиональной педагогической деятельности. Методология данного исследования коррелирует достижения производственной педагогики советского периода и теоретические положения современного наставничества как непрофессиональной педагогической деятельности, учитывающей инновационные черты организаций ХХI века; строится с учетом нормативно-правовой базы этой деятельности в нашей стране и опирается на организационные внешние и внутренние контуры, обеспечивающие эффективную подготовку наставников к непрофессиональной педагогической деятельности на производстве. Авторами представлены подходы (средовый, андрагогический, деятельностный, интегративный), принципы (сознательности и активности, интеграции теории и практики, преемственности и непрерывности, адресности и корпоративности, гуманности и требовательности), задачи (взаимодействие образовательных и производственных организаций; взаимосвязь профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности; интеграция офлайн и онлайн форм обучения; корпоративное обучение и воспитание), содержание, технологии и компоненты сформированной готовности наставников к осуществлению непрофессиональной педагогической деятельности.

Как ссылаться

Ирисметова, И. И. & Масалимова, А. Р. (2022). МОДЕЛЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ НАСТАВНИКОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.01
Список литературы
1. 1. Осипов, П. Н., Ирисметова, И. И. (2019). Развитие наставничества как средство подготовки кадров. Казанский педагогический журнал, 1, 100–105.
2. 2. Батышев, А. С. (1985). Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. Москва: Высшая школа. 272 с.
3. 3. Павлов, В. С. (2011). Наставничество в организации: эффективность и ошибки. Консультант, 3, 67–71.
4. 4. Масалимова, А. Р. (2016). О Концептуальных основах корпоративной подготовки наставников в условиях современных предприятий. Казанский педагогический журнал, 1, 70–74.
5. 5. Фаляхов, И. И. (2017). Структура научно-методического обеспечения подготовки наставников производственного обучения для дуальной системы профессионального образования. Казанский педагогический журнал, 4, 26–31.
6. 6. Noe, R. A., Greenberger, D. B., Wang, S. (2002). Mentoring: What we know and where we might go. Research in Personnel and Human Resources Management, 21, 129–173.
7. 7. Peterson, S. M., Valk, C., Baker, A. C., Brugger L., Hightower, A. D. (2010). “We’re Not Just Interested in the Work”: Social and Emotional Aspects of Early Educator Mentoring Relationships. Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning, 18(2), 155–175.
8. 8. Zachary, L. J. (2009). The mentee’s guide: Making mentoring work for you. San Francisco, CA: Jossey-Bass.
9. 9. Ekiz, D. (2006). Mentoring primary school student teachers in Turkey: Seeing it from the perspectives of student teachers and mentors. International Education Journal, 7(7), 924–934.
10. 10. Schmidt, M. (2008). Mentoring and being mentored: The story of a novice music teacher’s success. Teaching and Teacher Education, 24(3), 635–648.
11. 11. Hudson, P., Usak, M., Savran-Gencer, A. (2009). Employing the five-factor mentoring instrument: Analysing mentoring practices for teaching primary science. European Journal of Teacher Education, 32(1), 63–74.
12. 12. Yavuz, A. (2011). The problematic context of mentoring: Evidence from an english language teaching department at a Turkish University. European Journal of Teacher Education, 34(1), 43–59.
13. 13. Осипов, П. Н., Ирисметова, И. И. (2021). Нормативно-правовое обеспечение наставничества. Право и образование, 1, 57–64.
14. 14. Масалимова, А. Р., Туйсина, Г. Р., Махмутов, Ю. М. (2015). Интегративный подход к корпоративной подготовке наставников в условиях современного производства. Образование и саморазвитие, 1(43), 73–76.
15. 15. Осипов, П. Н., Ирисметова, И. И. (2020). Наставничество как объект научных исследований. Профессиональное образование и рынок труда, 2, 109–115. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2020-10234
16. 16. Масалимова, А. Р. (2021). Корпоративная подготовка наставников в условиях современных вызовов (2-е изд., дораб. ред.). Монография. Казань: Печать-Сервис – XXI век. 158 с. ISBN 978-5-91838-119-8
17. 17. Осипов, П. Н., Ирисметова, И. И. (2020). Наставничество как форма дополнительного профессионального образования. Казанский педагогический журнал, 4, 52–57.
18. 18. Масалимова, А. Р. (2014). Традиционные и современные модели корпоративной подготовки наставников. Фундаментальные исследования, 3(4), 830–836.