Главная Выпуски 16(4)

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 378.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.04

Авторы

  • Юрченко Маргарита Алексеевна

Аннотация

Актуальность исследования подходов к формированию межкультурной компетенции обусловлена одновременным многообразием подходов в научной литературе и отсутствием универсальных для гуманитарных направлений подробных разработок, раскрывающих суть межкультурной компетенции и процесс ее формирования в рамках комплексного подхода. В связи с этим данная статья направлена на разработку уровневого подхода к формированию межкультурной компетенции. Ведущими методами в исследовании процесса формирования межкультурной компетенции выступили метод анализа нормативно-правовой документации, позволивший выявить государственный запрос на формирование межкультурной компетенции у выпускников бакалавриата, его реализация согласно учебным планам вуза; метод моделирования уровневой системы в рамках разрабатываемого подхода, а также метод консультаций с преподавателями выпускающих кафедр направления подготовки 41.03.05 «Международные отношения», на примере которого раскрывается практическое применение авторской разработки. Исследовательской базой являлся Сибирский институт управления — филиал РАНХиГС при Президенте РФ: кафедры иностранных языков и лингводидактики, международных отношений и гуманитарного сотрудничества. В статье выявлены ключевые элементы спектра межкультурной компетенции; раскрыта корреляция трудоемкости формирования уровней межкультурной компетенции и соответствующих элементов спектра; предложена система уровней сформированности межкультурной компетенции; каждому уровню обоснованно дана интерпретация; с опорой на предложенную систему наглядно представлен процесс формирования и развития межкультурной компетенции у направления подготовки 41.03.05 «Международные отношения». Представленные в статье разработки позволяют организовать прозрачный междисциплинарный учебный процесс формирования и развития межкультурной компетенции. Разработанная автором система способствует дальнейшей разработке проблемы, что может быть воплощено в создании фонда оценочных средств, а также наполнению концепта междисциплинарного взаимодействия выпускающих кафедр с целью формирования межкультурной компетенции конкретных содержанием.

Как ссылаться

Юрченко, М. А. (2022). УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 67. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.04
Список литературы
1. 1. Chartofylaka, L. Odacre, E., Anciaux, F., Delcroix, A. (2021). Développement de compétences interculturelles dans des apprentissages en collaboration à distance: retour sur une expérience menée entre la Guadeloupe et le Québec. Revue internationale de pedagogie de l’enseignement superieur, 37(1). http://journals.openedition.org/ripes/2996.https://doi.org/10.4000/ripes.2996
2. 2. Rubino, A. (2010). Multilingualism in Australia. Australian Review of Applied Linguistics, 33, 17.1–17.21. http://doi.org/10.2104/aral1017
3. 3. Payant, C., Galante, A. (2022). Le plurilinguisme et le translanguaging: approches pédagogiques pour la valorisation et la reconnaissance de la pluralité — une introduction. TESL Canada Journal, 38, 14–22.
4. 4. Баканова, Ю. В. (2008). Развитие межкультурной компетенции будущих лингвистов-переводчиков. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2, 116–120.
5. 5. Садохин, А. П. (2007). Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования. Журнал социологии и социальной антропологии, 1, 125–128. https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnaya-kompetentnost-ponyatie-struktura-putiformirovaniya
6. 6. Хакимов, Э. Р. (2010). Формирование межкультурной компетентности будущего педагога на основе понятия «Этническая позиция личности». Славянская педагогическая культура, 9, 111–114.
7. 7. Bennet, J. (1986). Modes of Cross-Cultural Training: Conceptualizing Cross-Cultural Training as Education. lnternational Journal of Intercultural Relations, 10(2), 117–134. ISSN 0147–1767. https://doi.org/10.1016/0147-1767(86)90002-7
8. 8. Желтова, Е. П. (2014). Стратегии и тактики как средство развития межкультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 3, 199–202.
9. 9. Davis, N., Fletcher, J., Groundwater-Smith, S. (2009). The Puzzles of Practice: Initiating a collaborative research culture. Australian Association for Research in Education (AARE) International Education Research Conference. http://www.aare.edu.au/09pap/dav091506.pdf
10. 10. Корнеева, Л. И., Ма Ж. (2016). Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку. Педагогическое образование в России, 6. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniyamezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-pri-obuchenii-kitayskomu-yazyku
11. 11. Новицкая, А. В. (2008). Формирование межкультурной компетенции в различных видах межкультурных контактов. Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Вып. 6. С. 211–221. Ставрополь: Изд-во Сев.-Кавк. гос. техн. ун-та.
12. 12. Guillén-Yparrea, N., Ramírez-Montoya, M. S. (2021). Intercultural competencies development for professional collaboration: a systematic literature mapping from 2016 to 2021. TEEM’21: Ninth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM’21) (pp. 231–236). https://doi.org/10.1145/3486011.34864522021
13. 13. Агаева, Ю. С., Кондратенко, Е. В. (2014). Методологические подходы к формированию межкультурной компетенции будущего менеджера в процессе обучения иностранному языку в вузе. Педагогическое образование в России, 9. https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-formirovaniyu-mezhkulturnoykompetentsii-buduschego-menedzhera-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu
14. 14. Виниченко, В. А. (2020). Контекстный подход в формировании межкультурной компетенции бакалавров по рекламе и связям с общественностью. ЦИТИСЭ, 4, 381–393. http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.4.33
15. 15. Зеленина, Е. В. (2016). Основные подходы к изучению межкультурной компетентности. Наука и современное общество: взаимодействие и развитие, 1(3), 100–103.
16. 16. Tidiane-Wane, C., Cordier, L. (2020). Diversité culturelle et éducation au vivre ensemble en EPS: quelles compétences interculturelles pour un enseignement contextualisant. Actes de la 11ème Biennale de l’ARIS: Former des citoyens physiquement éduqués. Un défi pour les intervenants en milieux scolaire, sportif et des loisirs (pp. 401–407). http://doi.org/10.25518/sepaps20.401
17. 17. Manço, A. (2019). Compétences interculturelles une grille de lecture pour la formation continue des intervenant(e)s socioculturel(le)s. La psychologie interculturelle en pratiques, Mardaga (pp. 357–372). http://dx.doi.org/10.3917/mard.heine.2019.01.0357
18. 18. Королева, Д. Б. (2017). Современные подходы к пониманию межкультурной коммуникативной компетенции и способов ее формирования у учащихся. Pedagogical Review, 3(17). https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-kponimaniyu-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-i-sposobov-ee-formirovaniyau-uchaschihsya
19. 19. Hofmeyr, A. S. (2021). Intercultural competence development through co-curricular and extracurricular at-home programs in Japan. Journal of studies in international Education. http://doi.org/10.1177/10283153211070110.
20. 20. Prokopf, C., Julien, E. (2017). L’interculturel ne s’apprend pas sur les bancs de la fac? — Fragen und Antwortversuche zu einer effizienten Vorbereitung auf interkulturelle Herausforderungen in einem binationalen sozialwissenschaftlichen Studiengang. In Hiller, G., Lüsebrink, H. J., Oster-Stierle, P., Vatter, C. (Eds). Interkulturelle Kompetenz in deutschfranzösischen Studiengängen. Key Competences for Higher Education and Employability, Springer VS. Wiesbaden. https://doi.org/10.1007/978-3-658-14480-7_7
21. 21. Gregersen-Hermans, J. (2017). Intercultural Competence Development in Higher Education. Higher education management. Routledge. 16 p. http://doi.org/10.4324/9781315529257-7
22. 22. Василькова О. В. (2012). Межкультурная компетенция как составляющая образовательной компетенции студентов неязыкового вуза. Формирование иноязычных компетенций у студентов неязыковых вузов. Материалы межрегион. науч.-практ. конф., 18–19 апреля 2012 г. / отв. ред. В. В. Поздеев, Н. Н. Изметинская (с. 13–17). Ижевск.
23. 23. Лопухова, О. Г. (2014). Межкультурная компетентность в условиях интеграции образовательных систем Европы и России. Конспект лекций. Казань. 18 с.
24. 24. Holubnycha, L., Kostikova, I., Soroka, N., Shchokina, T., Golopych, I. (2021). Intercultural Competence Development at Universities. Postmodern Openings, 12, 200–214. http://doi.org/10.18662/po/12.1Sup1/279
25. 25. Соловьева, И. С. (2007). Педагогические условия формирования межкультурной компетенции старшеклассников. Дис. ... канд. пед. наук, 13.00.01, защищена 28.02.2007. Якутск. 175 с.
26. 26. Непочатых, Е. П. (2011). Особенности межкультурной компетентности представителей различных профессиональных групп. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 18(113). https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhkulturnoykompetentnosti-predstaviteley-razlichnyh-professionalnyh-grupp
27. 27. Portera, A., Milani, M. (2019). Competenze interculturali e successo formativo. Sviluppo di un modello nel contesto Universitario. Pisa, Edizioni ETS. 214 p.
28. 28. Orchowska, I. (2018). Evaluation formative initiale de la competence interculturelle des apprenants de fle dans le contexte universitaire. Glottodidactica. An International Journal of Applied Linguistics, 30, 295–305. http://doi.org/10.14746/gl.2005.30.19
Скачать файл .pdf 511.38 кб