Главная Выпуски 17(2)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ

Педагогическое образование , УДК: 37.018 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.2.01

Авторы

  • Петряева Елена Юрьевна кандидат педагогических наук
  • Агеева Наталия Сергеевна
  • Яшина Ирина Алексеевна

Аннотация

Актуальность исследования данной проблемы определена ростом количества семей, которые выбирают стратегию получения школьного образования вне государственных образовательных организаций. Это связано как с общемировым кризисом школьного образования, так и с влиянием на этот процесс урбанистического фактора, расширения доступности цифровых образовательных ресурсов, сервисов онлайн-образования, онлайн- и очной аттестации в лицензированных организациях, смены формата работы родителей, их миграции из большого города на землю, усиления мобильности образа жизни, высокого уровня образования родителей и т. д. Ведущими методами в исследовании данной проблемы были анализ, синтез, обобщение, сравнение при изучении научной литературы, сбор информации об альтернативных образовательных организациях, метод междисциплинарного теоретического анализа, сравнительный метод, систематизация и концептуализация научных идей, обобщение и интерпретация научных данных. Это позволило выявить этапы и особенности развития альтернативного образования в крупнейших городах РФ. В выборку исследования вошли Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск (по данным переписи 2020 г.). В процессе исследования была собрана и изучена информация о 506 альтернативных образовательных организациях. Представленные в статье материалы позволяют сделать вывод о том, что развивающееся альтернативное школьное образование в крупных городах на практике достаточно неоднородно, эклектично. Здесь можно встретить разные проявления: от изоляции детей в домашнем пространстве («школьное сиротство») до семейных классов, организованных родителями для конкретной группы детей, семейных частных школ, которые поддерживают разные педагогические концепции; от исключительно очного индивидуального обучения до всевозможных комбинаций смешанного обучения и онлайн-обучения в чистом виде. Основной дискуссионный вопрос исследования — роль альтернативного образования в формировании новой образовательной парадигмы.

Как ссылаться

Петряева, Е. Ю., Агеева, Н. С. & Яшина, И. А. (2023). СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.01
Список литературы
1. 1. Johnson, G. M. (2005). Instructionism and Constructivism: Reconciling Two Very Good Ideas. P. 3. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED490726.pdf
2. 2. Sawyer, R. K. (2005). The new science of learning. In The Cambridge Handbook of the Learning Sciences, 1. (Cambridge, UK: Cambridge University Press), 1–16, 11. https://www.academia.edu/945990/The_Cambridge_handbook_of_the_learning_sciences
3. 3. Wals, A. E. J. (2012). Shaping the education of tomorrow: 2012 full length report on the UN Decade of Education for Sustainable Development. UNESCO DESD Monitoring & Evaluation. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000216472
4. 4. Sliwka, A. (2008). The Contribution of Alternative Education. In Innovating to Learn, Learning to Innovate. OECD Publishing. P. 1. Paris. https://doi.org/10.1787/9789264047983-6-en
5. 5. The Glossary of Education Reform (2014, March 3). Community-based learning. Last updated: 03.03.2014. https://www.edglossary.org/community-based-learning/
6. 6. Isha Foundation (n. d.). Isha Samskriti. https://isha.sadhguru.org/in/en/sadhguru/mission/educational-initiatives-isha-samskriti
7. 7. Németh, L. (2022). Alternative Pedagogies and Language Learning in 2022. Last updated: 01.04.2022. BookR class. https://bookrclass.com/blog/alternative-pedagogies/
8. 8. Эпштейн, М. М. (2013). Альтернативное образование. Образовательные проекты. Серия «Наношкола».
9. 9. Припутнев, А. С., Нестерова, И. Н. (2019). Особенности альтернативного образования (на примере практик свободных школ). Известия Воронежского государственного педагогического университета, 2, 16–20. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38579902
10. 10. Варанкина, С. Н., Федорова, Е. К. (2019). Система русской классической школы как пространство для духовно-нравственного и патриотического воспитания. Образовательная среда организации: пространство для духовно-нравственного и патриотического воспитания. Сборник трудов II Международной научно-практической конференции (с. 102–108). Ижевск.
11. 11. Курнакова, А. Д. (2021). Альтернативное образование: проблематика нового феномена при подходе к обучению. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 3, 121–126. https://elibrary.ru/item.asp?id=46652730
12. 12. Вафина, Д. И. (2014). Сущностно-содержательная характеристика понятия Альтернативное образование» в контексте российских и американских исследований. Современные проблемы науки и образования, 2. https://elibrary.ru/item.asp?id=21471178
13. 13. Асмолов, А. Г., Адамский, А. И., Лукша, П. О. и др. (2021). Общество без школ: перечитывая Паула Фрейре и Ивана Ильича. Образовательная политика, 3(87), 14–23. https://elibrary.ru/item.asp?id=47480354
14. 14. Строжев, А. Н. (2018). Ученик в поисках смысла. Как создать лучшую школу в мире. Книготорговая компания «Галактика».
15. 15. Семенычев, А. (2019). Педагогика дилетантов. Как учить детей дома и не сойти с ума. Издательские решения.
16. 16. Васильева, Л. Л. (2019). Семейное образование в России. Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал, 2, 20–22.
17. 17. Поливанова, К. Н., Любицкая, К. А. (2017). Семейное образование в России и за рубежом. Современная зарубежная психология, 6(2), 72–80. https://elibrary.ru/item.asp?id=29937675
18. 18. Кощиенко, И. В., Покровская, Л. И. (2015). Семейное образование как вариативная форма обучения. Знание. Понимание. Умение, 4, 187–193. https://elibrary.ru/item.asp?id=25076051
19. 19. Хомченко, Н. Е., Хачатрян, Э. В. (2023). Выбор родителей: альтернативное семейное образование и тьюторское сопровождение. Педагогика, 1, 60–67. https://elibrary.ru/item.asp?id=50309527
20. 20. Антуфьева, М. П. (2019). Понятие «Семейное образование» в России и США: сопоставительный анализ. Мир науки, культуры, образования, 5(78), 164–165. https://elibrary.ru/item.asp?id=41286605
21. 21. Халяпина, Л. В. (2019). Семейное образование в России и за рубежом. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2, 167–175. https://elibrary.ru/item.asp?id=38240633
22. 22. Дорофеева, А. А. (2016). Альтернативные формы обучения: равенство возможностей или ограничение доступа к образованию. Социальные движения, коллективные действия в условиях социального неравенства. Сборник материалов круглого стола (с. 18–23). МГГЭУ. Москва. https://elibrary.ru/item.asp?id=25618155
23. 23. Поливанова, К. Н., Бочавер, А. А., Павленко, К. В., Сивак, Е. В. (2021). Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: Изд. дом Высшей школы экономики. https://elibrary.ru/item.asp?id=43815951
24. 24. Britannica (n. d.). Progressive education. https://www.britannica.com/topic/education/Progressive-education
25. 25. Корнетов, Г. Б. (2019). Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: 80–90-е годы XX века. Инновационные проекты и программы в образовании, 1(61), 65–90. https://elibrary.ru/item.asp?id=39284531
26. 26. Корнетов, Г. Б. (2019а). Альтернативные школы и альтернативное образование отечественной педагогической традиции: начало XXI века. Инновационные проекты и программы в образовании, 2(62), 31–40. https://elibrary.ru/item.asp?id=37403141
27. 27. Вафина, Д. И., (2014). Современное состояние и тенденции развития альтернативного образования в США. Дис. … канд. пед. наук. Казань.
28. 28. Гилязова, Д. Р. (2009). Становление альтернативного образования в странах Британского содружества (XX в.). Дис. … канд. пед. наук. Казань. https://elibrary.ru/item.asp?id=15953623
29. 29. Харари, Ю. Н. (2019). 21 урок для XXI века. Перевод: Юрий Гольдберг. Москва: Синдбад.
30. 30. Дудина, М. Н. (2019). Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности. Философия образования, 19(2), 20–35. https://elibrary.ru/item.asp?id=38505558
31. 31. Хуторской, А. В. (2019) Прогнозирование инноваций в образовании. К обоснованию педагогической футурологии. Народное образование, 6(1477), 43–48. https://elibrary.ru/item.asp?id=41382505
32. 32. Игнатьева, Е. Ю., Горычева, С. Н., Звяглова, М. В. (2022). Образовательная урбанистика в контексте дидактики. Перспективы науки и образования, 4(58), 42–57. https://elibrary.ru/item.asp?id=49391209
33. 33. Буланов, М. В., Россинская, А. Н., Асонова, Е. А. (2021). Образовательная урбанистика: опыт описания ключевых понятий. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 6(40), 236–245. https://elibrary.ru/item.asp?id=47322520
34. 34. Вачкова, С. Н., Петряева, Е. Ю. (отв. ред.) (2022). Исследование получения школьного образования в форме семейного образования в большом городе. Москва: Гринт Принт. 68 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=50014269
35. 35. Vachkova, S. N., Vachkov, I. V., Klimov, I. A., Petryaeva, E. Yu., Salakhova, V. B. (2022). Lessons of the Pandemic for Family and School — The Challenges and Prospects of Network Education. Sustainability, 14(4), 2087. https://doi.org/10.3390/su14042087
36. 36. Поливанова, К. Н., Ахмеджанова, Д. Р., Любицкая, К. А., Струкова, А. С. (2023). Выбор альтернативного образования в России: мотивы и социальные характеристики семей: информационный бюллетень. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ. 28 с. (Мониторинг экономики образования, 3 (45)). https://www.hse.ru/data/2023/02/21/2033244039/ib_3(45)_2023.pdf
37. 37. Vlasova, V. K., Kirilova, G. I., & Masalimova, A. R. (2015). Information and logistic foundations of pedagogical education design and content education. Review of European Studies, 7(4), 54–58.
Скачать файл .pdf 644.46 кб