Главная Выпуски 17(2)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АФАЗИИ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376-056.264 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.2.11

Авторы

  • Черепанова Юлия Евгеньевна
  • Плакса Вера Олеговна
  • Вафина Юлия Булатовна

Аннотация

Данная статья посвящена теме использования инновационных технологий в психолого-педагогической реабилитации взрослых пациентов, имеющих афазию. Лица, перенесшие инсульт, травму или опухоли головного мозга, очень часто нуждаются в помощи логопедов уже в реанимационных палатах. В России, как и во многих западных странах, такой специалист работает почти во всех крупных больницах, но порой их очень не хватает для полноценной и качественной реабилитации. Именно для этого в помощь врачам и педагогам приходят современные компьютерные технологии, основанные на традиционных отечественных методиках восстановления речевой функции и их модифицированных версиях. В настоящее время афазиология переживает новый этап развития в связи с появлением новых методов обучающей и восстановительной терапии больного. Помимо традиционных методик лечения расстройств речи в конце XX – начале XXI века начинают появляться инновационные методы. Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на большое количество исследований и разработок в области восстановительного обучения больных с афазией, вопрос применения технических средств в логопедической коррекции речевых функций у пациентов не систематизирован, мало изучен. Применение дистанционных форм технологий при коррекции речи у пациентов с афазией значительно расширит восстановительный потенциал за счет комплексного системного программного обеспечения дистанционного предоставления логопедических услуг и взаимодействия работников междисциплинарных отраслей между собой с помощью телекоммуникационных технологий. В статье проанализировано повышение качества и ускорение темпов восстановления речевых функций у больных с афазией, описаны компьютеризированные логопедические технологии, способные, в дополнение к традиционным методам, повысить эффективность восстановления речи у пациентов с афазией, перенесших инсульт в межотраслевых областях при работе с данной категорией людей. Обобщен отечественный и зарубежный опыт применения инновационных технологий при восстановлении речевых функций различного генеза. Представлен сопоставительный анализ как традиционных методов коррекционного воздействия, так и IT-технологий в системе восстановления речевых функций при афазии. Целью исследования является изучение инновационных технологий дистанционных форм коррекции речи, которые используются в процессе коррекционно-восстановительного обучения пациентов с афазией, повышение эффективности помощи больным с афазией за счет применения компьютерных технологий.

Как ссылаться

Черепанова, Ю. Е., Плакса, В. О. & Вафина, Ю. Б. (2023). ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ АФАЗИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 198. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.11
Список литературы
1. 1. Лурия, А. Р. (1969). Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. Москва: МГУ. https://vk.com/doc-13068738_19236752?hash=7cJQ0zLYDfZY2kXgH2uMPpvSFsT0xeCV6zTzWkNBMM8&dl=ztJWJP2NKJTVWt7NvFOSjfkTaYciBbyqS1QKr90tbog
2. 2. Бобкова, С. (2010). Методы реабилитации афазии. URL: http://flogiston.ru/articles/clinic/aphasia
3. 3. Вэпман, Ж. (1983). Концептуальная модель процессов, участвующих в восстановлении при афазии. Афазия и восстановительное обучение. Тексты. Москва: МГУ.
4. 4. Шохор-Троцкая, М. К. (1972). Логопедическая работа с афазиями на раннем этапе выздоровления. Москва: Медицина. https://vk.com/doc44021504_216538548?hash=4I2act2KoEpHoBbX2gkxmLzwZjAMbtiVRaHfeSqiTgw&dl=mQgBuGlm56n3N3iWrEzAURz3sK2JLeVDX8RNr8ltDtw
5. 5. Барабанов, Р. Е. (2019). Основы логопедии: афазия, заикание, ринолалия. Москва: VDM Publishing. 69 с. https://vk.com/doc5680606_522995673?hash=jbOgCBsHR6qpW8h1sbYk8Ekqw9UriZb9Wej7Itoie0P&dl=C890aq08sRQd3z4WJl5zi0kdSzAG4cGhRIZDdb15YeX
6. 6. Волкова, Л. С., Шаховская, С. Н. (1998). Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. Москва: ВЛАДОС. 680 с. https://pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtml
7. 7. Ларина, А. Т. (2013). Современные технические средства в процессе нейрореабилитации больных с последствиями очаговых поражений головного мозга. Москва: Инсульт. 342 с.
8. 8. Мейлен, И., Ван Де Сандт-Кендерман, М., Хейенброк, М. (2016). Мелодическая интонационная терапия при хронической афазии: Данные Пилотного рандомизированного контролируемого исследования. Неврология, 10, 533. https://doi.org/10.3389/fnhum.2016.00533
9. 9. Ван дер Меулен, И., Ван де Сандт-Кендерман, В. М. Э., Хейенброк-Кал, М. Х., Виш-Бринк, Э. Г., Рибберс, Г. М. (2014). Эффективность и время проведения мелодикоинтонационной терапии при подострой афазии. Нейрореабилитация и восстановление нервной системы, 28(6), 536–544. https://doi.org/10.1177/1545968313517753
10. 10. Адиян, А. А. (2017). Использование компьютерных программ в восстановительном обучении при афазии. Автореферат выпускной квалификационной магистерской работы. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. 10 с. http://elibrary.sgu.ru/VKR/2017/44-04-03_017.pdf
11. 11. Тинин, В. А. (2013). Комплексное восстановление речи у взрослых пациентов: Альбом логопеда. Москва: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М. 111 с. https://piratebooks.ru/threads/kompleksnoe-vosstanovlenie-rechi-u-vzroslih-pacientov-albom-logopeda.183252/
12. 12. Зайцев, И. С. (2006). Афазия. Учебное пособие. Минск: БГПУ им. Максима Танка. https://pedlib.ru/Books/3/0499/3_0499-1.shtml
13. 13. Ван, К., Рубер, Т., Хохманн, А. и Шлауг, Г. (2018). Терапевтические эффекты пения при неврологических расстройствах. Восприятие музыки, 27, 287–295. https://doi.org/10.1525/mp.2010.27.4.287
14. 14. Щербакова, М. М. (2016). Медико-педагогическая системная реабилитация больных с афазией по инновационным методикам восстановления. Consilium Medicum, 18(2), 62–67. https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-pedagogicheskaya-sistemnayareabilitatsiya-bolnyh-s-afaziey-po-innovatsionnym-metodikam-vosstanovleniya
15. 15. Прокопенко, С. В., Аракчаа, Е. М., Никольская, О. Н. (2018). Алгоритм реабилитации больных, перенесших инсульт. Учеб.-метод. пособие. Красноярск. https://mednet.ru/images/stories/files/zosh/algoritm_reabilitacii_bolnih_perenesshih_insult.pdf
16. 16. Шлауг, Г., Марчина, С., Нортон, А. (2009, Июль). Доказательства пластичности трактов белого вещества у пациентов с хронической афазией Брока, проходящих интенсивную логопедическую терапию на основе интонации. Ann N Y Acad Sci., 1169, 385-94. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2009.04587.x
17. 17. Афтономос, Л. Б., Стил, Р. Д., Верц, Р. Т. (1997). Содействие выздоровлению при хронической афазии с помощью интерактивной технологии. Arch Phys Med Rehabil. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/9344303
18. 18. Белопасова, А. В., Кадыков, А. С., Червяков, А. В., Белопасов, В. В. (2015). Диагностический и лечебный потенциал транскраниальной магнитной стимуляции при афазии. Неврологический журнал, 20(4), 23. https://cyberleninka.ru/article/n/diagnosticheskiy-i-lechebnyy-potentsial-transkranialnoy-magnitnoy-stimulyatsii-pri-afazii
19. 19. Нориз, К., Гамильтон, Р. Х. (2017, 23 января). Неинвазивная стимуляция мозга при лечении постинсультной и нейродегенеративной афазии: параллели, различия и извлеченные уроки. Лаборатория когнитивных способностей и нейронной стимуляции, отделение неврологии Пенсильванского университета (США). Front. Hum. Neurosci., Sec. Speech and Language, Vol. 10 – 2016. https://doi.org/10.3389/fnhum.2016.00675
20. 20. Руднев, В. А., Штейнердт, В. В. (2012). Метод речевого донорства и речевого дискурса в практике реабилитации речи при афазиях. Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 112(10), 14–17. https://www.mediasphera.ru/issues/zhurnalnevrologii-i-psikhiatrii-im-s-s-korsakova/2012/8/031997-72982012103
21. 21. Визель, Т. Г. (2016). Приобретение и угасание речи. Монография. Барнаул: АлтГПУ. https://search.rsl.ru/ru/record/01008653777
22. 22. Можейко, Е. Ю., Петряева, О. В. (2021). Обзор исследований использования бостерапии при реабилитации и восстановительном лечении пациентов неврологического профиля. Доктор.Ру, 9, 43–49. https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-issledovaniy-ispolzovaniyabos-terapii-pri-reabilitatsii-i-vosstanovitelnom-lechenii-patsientov-nevrologicheskogo-profilya
23. 23. Калугина, Н. А. (2005). Метод биологической обратной связи в восстановлении речи у взрослых пациентов после черепно-мозговых травм и острого нарушения мозгового кровообращения (с. 13–15). Санкт-Петербург: Речь. http://service.biosvyaz.com/website/lit/metod-bos-v-vosstanovlenii-rechi-u-vzroslyh-pacientov-posle-cherepnomozgovyh-travm-i.PDF
24. 24. Теречева, М. Н., Громов, С. В. (2019). Возможности современных программно-аппаратных технологий адаптивной биологической обратной связи в коррекции и нейрореабилитации. Центр диагностики и психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка «Цицерон». IX Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Центральные механизмы речи», посвященная памяти проф. Н. Н. Трауготт (с. 82). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41487970
Скачать файл .pdf 783.25 кб