Авторы
- Гусейнова Аща Айирмагомедовна кандидат педагогических наук
- Мануйлова Виктория Викторовна доктор педагогических наук, доцент
- Ушакова Елена Викторовна кандидат психологических наук
Аннотация
Данная статья посвящена мониторингу образовательной среды для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматривается
понятие образовательной среды, дается характеристика особых образовательных потребностей каждой нозологической группы, которые необходимо учитывать при организации образовательной среды. Представлен подробный анализ результатов мониторингового исследования компонентов образовательной среды в 60 образовательных организациях из 15 регионов Российской Федерации, осуществляющих воспитание и обучение лиц с ОВЗ и инвалидностью. В рамках изучения организационно-управленческого компонента изучены локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций, регламентирующих обеспечение условий инклюзивного образования. Авторами определены компоненты образовательной среды, исследуемые в мониторинге на платформе Google: организационно-управленческие; предметно-пространственные; программно-методические; информационные. Анализ состояния предметно-пространственного компонента позволил оценить материально-техническую базу образовательных организаций, адаптированную для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, доступность среды для обучающихся различных нозологических групп. Результаты изучения программно-методического компонента позволили оценить методическую обеспеченность инклюзивного образовательного процесса. Мониторинговое исследование информационного компонента основано на изучении адаптации сайтов образовательных организаций к потребностям обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и их семей, на анализе информационных ресурсов, используемых в инклюзивном процессе и т. п. Проведенное исследование позволило выявить проблемы организации образовательной среды, определить возможности устранения данных проблем для обеспечения достижения целей образования лиц данной категории, а также наметить перспективные направления научных исследований и практических
разработок. Материалы исследования могут применяться не только в практике образовательных организаций, но и в учреждениях здравоохранения, социальной защиты.
Как ссылаться
Гусейнова, А. А., Мануйлова, В. В. & Ушакова, Е. В. (2023). МОНИТОРИНГ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 242. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.13
Список литературы
1.
1. Алехина, С. В., Самсонова, Е. В., и Шеманов, А. Ю. (2022). Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации. Психологическая наука и образование, 27(5), 69–84. https://doi.org/10.17759/pse.2022270506
2.
2. Приходько, О. Г., Мануйлова, В. В., и Гусейнова, А. А. (2021). Дошкольная дефектология в схемах и в таблицах. Москва: МГПУ.
3.
3. Villouta, E. V., & Villarreal, E. T. (2022). University access policies for persons with disabilities: Lessons from two Chilean universities. International Journal of Educational Development, 91, аrt. 102577. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2022.102577
4.
4. Adamopoulou, E. (2019). Capacity building for inclusive classrooms: the living together training. In: Douglas S. (Ed.). Creating an inclusive school environment (pp. 33–46). London, UK: British Council.
5.
5. Ясвин, В. А. (2001). Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл.
6.
6. Близнюк, О. А., и Сенченков, Н. П. (2020). Понятия «инклюзивная образовательная среда», «инклюзивное образовательное пространство»: сходства и различия. Человек и образование, 4(4), 112–115.
7.
7. Wilson, C., Marks, L., Woolfson, K., & Durkin, K. (2020). School environment and mastery experience as predictors of teachers‟ self-efficacy beliefs towards inclusive teaching. International Journal of Inclusive Education, 24(2), 218–234.
8.
8. Гусейнова, А. А., и Ушакова, Е. В. (2012). Совершенствование образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 1(18), 27–29.
9.
9. Волковская, Т. Н., и Левченко, И. Ю. (2020). Логопсихология. Москва: Юрайт.
10.
10. Williams, B. W. (2022). Disability Rights Movement. Encyclopedia of Violence, Peace, & Conflict, 2, 429–435. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-820195-4.00249-1
11.
11. Левченко, И. Ю., Приходько, О. Г., Гусейнова, А. А., и Мануйлова, В. В. (2018). Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство. Учебное пособие. Москва. Сер. Специальная психология.
12.
12. Екжанова, Е. А. (2015). Региональный подход в оценке специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. В: Вовненко, К. Б. (Ред.). Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ. К 95-летию со дня рождения Е. А. Горбуновой. Материалы Научно-практической конференции с международным участием (с. 46–53). Москва.
13.
13. Алексейчева, Е. Ю., и Нехорошева, Е. В. (2020). Территориальная мобильность обучающихся в фокусе ключевых тенденций развития московского образования. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(52), 88–102. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.09
14.
14. Мануйлова, В. В., и Гусейнова, А. А. (2017). Инновации в системе профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями: конкурсы профессионального мастерства. Коррекционная педагогика: теория и практика, 2(72), 40–53.
15.
15. De Albuquerque, A. P., Kelner, J., Nogueria, T. D., & Rocha Junior, R. S. (2020). IoT4Fun rapid prototyping toolkit for smart toys. In Proceedings of the HICSS-53: Hawaii International Conference on System Sciences (pp. 1489–1490). Maui, Hawaii. https://doi.org/10.24251/HICSS.2020.183
16.
16. Guseynova, A., & Manuilova, V. (2020). Organizational and methodological aspects of distance learning for children with special educational needs. SHS Web of Conf. Vol. 87. International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020).
17.
17. Kauschke, Ch. (2008). Frühe lexikalische Verzögerung als Indikator für SSES? Neue Befunde zur Entwicklung von Late Talkern. Spektrum Patholinguistik, 1, 19–38.
18.
18. Úbeda-Colomer, J., Devís-Devís, J., & Sit, C. H. P. (2019). Barriers to physical activity in university students with disabilities: Differences by sociodemographic variables. Disability and Health Journal, 12(2), 278–286. https://doi.org/10.1016/j.dhjo.2018.11.005
19.
19. Carroll, P., Witten, K., & Duff, C. (2021). “How can we make it work for you?” Enabling sporting assemblages for disabled young people. Social Science & Medicine, 288, аrt. 113213. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2020.113213
20.
20. Kara, N., & Cagiltay, K. (2020). Smart toys for preschool children: A design and development research. Electronic Commerce Research and Applications, 39, 52. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2019.100909
21.
21. Prikhodko, O., Manuylova,V., Huseynova, A., & Yugova, O. (2019). Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation. SHS Web of Conferences. The conference proceedings (p. 10007). Don State Technical Universyty.
22.
22. Ушакова, Е. В. (2015). Семья ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды. В сборнике: Мир специальной педагогики и психологии, научно-практический альманах (c. 156–163). Москва.
23.
23. Филатова, И. А., и Каракулова, Е. В. (2018). Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.
24.
24. Galasyuk, I. N., Mitina, O. V. (2018). Parental attitude in families with special children. Psychological Science and Education, 23(4), 102–111. https://doi.org/10.17759/pse.2018230410
25.
25. Никольская, И. А. (2011). Информационные технологии в специальном образовании. М.: Академия.
26.
26. Rochette, A., Roberge-Dao, J., Roche, L., Kehayia, E., Ménard, L., Robin, J.-P., Sauvé, M., Shikako-Thomas, K., St-Onge, M., Swaine, B., Thomas A., Vallée-Dumas, C., & Fougeyrollas, P. (2022). Advancing social inclusion of people with disabilities through awareness and training activities: A collaborative process between community partners and researchers. Patient Education and Counseling, 105(2), 416–425. https://doi.org/10.1016/j.pec.2021.05.032