Главная Выпуски № 17(4)

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ О СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ КАК ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 378.14+376.3 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.06

Авторы

  • Киселева Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент
  • Хорошавина Екатерина Владимировна кандидат педагогических наук

Аннотация

Усиление социальной миссии специальных библиотек для лиц с нарушениями зрения актуализирует проблематику повышения осведомленности об их деятельности для студентов педагогических вузов. Информированность будущих специальных педагогов о широте контентного наполнения фондов библиотек и спектре используемых ими технических средств для помощи людям с трудностями чтения плоскопечатных текстов способствует обогащению профессиональных компетенций обучающихся. Цель статьи — показать способы и результаты повышения осведомленности о деятельности специальных библиотек у студентов, получающих специальное (дефектологическое) среднее профессиональное и высшее образование в МГПУ. Методами изучения были два анкетных oнлайн-опроса и лекция-экскурсия в Российскую государственную библиотеку для слепых. Всего была обработана 151 анкета, из них 114 — до лекции-экскурсии и 37 — после нее. Анкетирование студентов проводилось в Yandex Forms и позволило выявить первичные представления студентов о специальной библиотеке, динамику осведомленности после лекции-экскурсии, получить обратную связь об интересе обучающихся к этому учреждению культуры. Сравнительный количественный анализ ответов респондентов показал значительное повышение информированности обучающихся после лекции-экскурсии по вопросам, касающимся деятельности общедоступных библиотек, а также библиотек для слепых и слабовидящих, форматах специализированных изданий для лиц с нарушениями зрения, предлагаемых услугах, вариантах сотрудничества библиотек для слепых и слабовидящих с образовательными организациями. Качественный анализ ответов респондентов, посетивших экскурсию, выявил несомненный интерес студентов к работе специальной библиотеки. Информация, полученная студентами во время лекции-экскурсии, и возможность выступить в роли пользователей специальных библиотек расширяет перспективы обучающихся для личностного роста и повышения читательской грамотности. Представленные в статье материалы позволяют определить пути развития взаимодействия педагогического вуза со специальными библиотеками для слепых и слабовидящих.

Как ссылаться

Киселева, Н. Ю. & Хорошавина, Е. В. (2023). ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ О СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ КАК ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 98. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.06
Список литературы
1. 1. Богданова, Т. Г., Гусейнова, А. А., Назарова, Н. М., Приходько, О. Г., Ушакова, Е. В., и Яковлева, И. М. (2019). Педагогика инклюзивного образования. Москва: ИНФРА-М. https://doi.org/10.12737/20170
2. 2. Мануйлова, В. В. (2022). Технология проектирования инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования. Специальное образование, 2(66), 160–170. https://elibrary.ru/item.asp?id=48835199&ysclid=ljflz3euno977039248
3. 3. Kiseleva N., Serebryakova N., Shashkina G., & Skivitskaya M. (2021). Professional training of future speech therapists for work in the inclusive educational environment of a city. Vol. 98. Moscow: SHS Web of Conferences. (p. 4004). EDP Sciences. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219804004
4. 4. Savenkov, A., Romanova, M., & Bold, L. (2021). Development of combinatorial abilities of students in the process of developing compositions of mathematical problems. Education and City: Education and Quality of Living in the City. In: The Third Annual International Symposium. Moscow (p. 4003). https://doi.org/10.1051/shsconf/20219804003
5. 5. Парамонова, Г. В. (2021). Использование компьютерных технологий в работе с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционная педагогика: теория и практика, 2, 10–15. https://elibrary.ru/item.asp?id=46352607&ysclid=ljfm0827zi686972791
6. 6. Филатова, И. А. (2023). Системный подход к изучению нарушений речи у детей в научных трудах профессора З. А. Репиной. Специальное образование, 1(69), 58–69. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2023_01_05
7. 7. Grigorenko, E. L., Compton, D. L., Fuchs, L. S., Wagner, R. K., Willcutt, E. G., & Fletcher, J. M. (2020). Understanding, educating, and supporting children with specific learning disabilities: 50 years of science and practice. American Psychologist, 75(1), 37. https://doi.org/10.1037/amp0000452
8. 8. Miciak, J., & Fletcher, J. M. (2020). The critical role of instructional response for identifying dyslexia and other learning disabilities. Journal of Learning Disabilities, 53(5), 343–353. https://doi.org/10.1177/002221942090
9. 9. Chokron, S., Kovarski, K., & Dutton, G. N. (2021). Cortical visual impairments and learning disabilities. Frontiers in Human Neuroscience, 15, 713316. https://doi.org/10.3389/fnhum.2021.713316
10. 10. Nazim, M., Beg, A., & Sarkar, M. (2021). Access to library facilities and services for users with disabilities: a study of Aligarh Muslim University in India. Journal of Access Services, 18(1), 30–49. https://doi.org/10.1080/15367967.2020.1870120
11. 11. Березина, А. В., Малахова, Н. Г., Колосова, Е. А., и Хорошавина, Е. В. (2022). Как вырастить читателя: психолого-педагогические основы работы библиотекаря. Москва: Библиомир. https://elibrary.ru/item.asp?id=50198491
12. 12. Колосова, Е. А., и Березина, А. В. (2022, декабрь 02–03). Чтение современных российских подростков в контексте цифровизации. В: Детская книга в цифровую эпоху. Сборник трудов по материалам Всероссийской с международным участием конференции, Томск, Россия. Томск: Томский государственный педагогический университет. 132–139. https://elibrary.ru/item.asp?id=47334364&ysclid=ljfm2lrzp1384464851
13. 13. Хорошавина, Е. В. (2022). Инклюзивное социокультурное пространство общедоступных библиотек для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2(106). 160–172. https://elibrary.ru/item.asp?id=49747146&ysclid=ljfm1olfs9365374266
14. 14. ODonnell, P., & Anderson, L. (2022). The university library: places for possibility. New Review of Academic Librarianship, 28(3), 232–255. https://doi.org/10.1080/13614533.2021.1906718
15. 15. Virkus, S., & Garoufallou, E. (2020). Data science and its relationship to library and information science: a content analysis. Data Technologies and Applications, 54(5), 643–663. https://doi.org/10.1108/DTA-07-2020-0167
16. 16. Alex-Nmecha, J. C., & Onifade, A. (2023). Bibliotherapy in the Wilderness: NLA and Information Services for Mental Health since 1962. International Journal of Librarianship, 8(1). https://doi.org/10.23974/ijol.2023.vol8.1.253
17. 17. Pàmies, D. D., Martín, C. R., & Parada, C. R. (2021). Servicios accesibles a todos los usuarios en las bibliotecas universitarias españolas: estado de la cuestión. Investigación bibliotecológica, 35(89). https://doi.org/10.22201/iibi.24488321xe.2021.89.58426
18. 18. Khan, S. A., & Parveen, A. (2020). Professional competencies for librarians working in special libraries: the case of Pakistan. The Electronic Library, 38(5/6), 1135–1148. https://doi.org/10.1108/EL-02-2020-0030
19. 19. Kholmuminov, M., & Qolqanatov, A. (2021). The Formation of the First Libraries in Uzbekistan and the Role of Increasing the Cultural and Educational Awareness of the Population. International Journal on Integrated Education, 4(12), 146–151. https://doi.org/10.31149/ijie.v4i12.2514
20. 20. Huzaifa, H. M. (2022). Marketing of Library and Information Product and Services: Study of Special Libraries of Karachi. Library Philosophy & Practice. https://digitalcommons. unl.edu/libphilprac/7384/
21. 21. Ayoung, D. A., Baada, F. N. A., & Baayel, P. (2021). Access to library services and facilities by persons with disability: Insights from academic libraries in Ghana. Journal of Librarianship and Information Science, 53(1), 167–180. https://doi.org/10.1177/0961000620917
22. 22. Gibson, A., Bowen, K., & Hanson, D. (2021, February 24). We need to talk about how we talk about disability: A critical quasi-systematic review. In: The Library with the Lead Pipe. https://www.inthelibrarywiththeleadpipe.org/2021/disability/
23. 23. Macharia, S., Otike, J., & Bosire, E. K. (2020). Exploiting the Marrakesh Treaty to obviate copyright-related challenges on access to information by visually impaired people in academic libraries. Library Management, 41(4/5), 235–246. https://doi.org/10.1108/LM-10-2019-0071
24. 24. Киселева, Н. Ю. (2016). Чтение учащихся с речевыми нарушениями: от навыка к деятельности. Москва: Перо. ISBN 978-5-906900-03-6. https://elibrary.ru/item.asp?id=27200507
25. 25. Lan, X., & Yu, Z. (2022). A bibliometric review study on reading literacy over fourteen years. Education Sciences, 13(1), 27. https://doi.org/10.3390/educsci13010027
26. 26. Tran, A. H., Tremblay, K. A., & Binder, K. S. (2020). The factor structure of vocabulary: An investigation of breadth and depth of adults with low literacy skills. Journal of psycholinguistic research, 49, 335–350. https://doi.org/10.1007/s10936-020-09694-8
27. 27. Walldén, R. (2020). Interconnected literacy practices. Exploring classroom work with literature in adult second language education. European journal for Research on the Education and Learning of Adults, 11(1), 45–63. https://doi.org/10.3384/rela.2000-7426.rela9202
Скачать файл .pdf 504.43 кб