Главная Выпуски 18 (1-2)

МООК В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 371.3 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.08

Авторы

  • Енсебай Гульназ
  • Демченко Алена Сергеевна кандидат наук

Аннотация

В рамках данного исследования были проанализированы статьи, написанные как российскими, так и зарубежными исследователями, о достоинствах и недостатках массовых открытых онлайн-курсов (МООК), с точки зрения американских и российских преподавателей. Целью работы было изучение важных аспектов, связанных с МООК, а именно оценки их влияния на развитие мягких навыков (soft skills) и анализ преподавательских методик, способствующих развитию данных навыков. В результате анализа было обнаружено, что мягкие навыки хорошо развиваются в системе образования зарубежных МООК. В дальнейшем были проанализированы открытые онлайн-курсы Казахского национального университета имени аль-Фараби, где были выявлены их достоинства и недостатки. В рамках исследования также был проведен анализ инновационных умений и навыков, исследовательских компетенций казахстанцев на основе доклада Всемирного экономического форума 2018 года. Были представлены факты, подтверждающие необходимость развития и структуризации казахстанских МООК. В рамках исследования было проведено анкетирование, в ходе которого респонденты рассказали о своем отношении к казахстанским открытым онлайн-курсам. Обнаружено, что в настоящее время развитие технических возможностей средств информатизации образования происходит быстрыми темпами. Это позволяет повысить педагогические возможности в сборе, обработке и представлении полезного контента участникам образовательного процесса. Исследование позволило сделать выводы о важности развития и структуризации казахстанских МООК для улучшения образовательного качества и развития необходимых навыков и компетенций студентов. Данное явление влияет на образовательное качество разработки (прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, апробация и внедрение) дидактического обеспечения при подготовке специалистов в образовательных организациях. Модели MOOК вполне применимы в рамках повышения квалификации преподавателей вузов — как отдельный модуль программы и как отдельный факультативный курс. Подобные курсы могут дать толчок к формированию внутривузовских профессиональных сетевых сообществ, а также расширению международных контактов преподавателей высших учебных заведений.

Как ссылаться

Енсебай, Г. . & Демченко, А. С. (2024). МООК В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАЗАХСТАНА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-2), 8. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.08
Список литературы
1. 1. Udacity. (2012). Udacity in partnership with Pearson VUE announces testing centers. [Udacity в партнерстве с Pearson VUE объявляет о центрах тестирования]. http://udacity.blogspot.com/2012/06/udacityinpartnershipFwithFpearsonFvue.html
2. 2. Greatrix, P. (2012). MOOCS: 12 Reasons for universities not to panic. [MOOCS: 12 причин, по которым университетам не стоит паниковать]. Blog at WordPress.com. https://registrarism.wordpress.com/2012/10/08/moocs-12-reasons-for-universities-not-topanic/
3. 3. Коллер, Д. (2012). Что мы узнаем от онлайн-образования. TED: Ideas Worth Spreading. https://www.ted.com/talks/daphne_koller_what_we_re_learning_from_online_education/transcript?language=ru
4. 4. Schwab, K. (Ed.). (2018). The Global Competitiveness Report 2018. World Economic Forum. https://www3.weforum.org/docs/GCR2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2018.pdf
5. 5. Капитал (Kapital.kz). (2019, 09 октября). В рейтинге конкурентоспособности Казахстан занял 55-е место. https://kapital.kz/economic/81795/v-reytingekonkurentosposobnosti-kazakhstan-zanyal-55-ye-mesto.html
6. 6. Lane, L. M. (2012). Three Kinds of MOOCs. Blog at WordPress.com. http://lisahistory. net/wordpress/2012/08
7. 7. Захарова У. С., и Танасенко К. И. (2019). МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей. Вопросы образования, (3), 176–199.
8. 8. Hew, K. F., & Cheung, W. S. (2014). Students’ and Instructors’ Use of Massive Open Online Courses (MOOCs): Motivations and Challenges. Educational Research Review, 12, 45–58.
9. 9. Кухаренко, В. Н. (2011). Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс. Высшее образование в России, (10), 93–99. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-e-learning-massovyy-otkrytyy-distantsionnyy-kurs/viewer
10. 10. Патаракин, Е. Д. (2011). Открытая образовательная сеть как «паутина соучастия». Высшее образование в России, (10), 111–118.
11. 11. Гущина О., и Михеева О. (2017). Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Образование и наука, 19(7), 119–136. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-119-136
12. 12. Рощина, Я. М., Рощин, С. Ю., и Рудаков, В. Н. (2018). Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования. Вопросы образования, (1), 174–199.
13. 13. Devlin, K. (2012). Why MOOCs Look Unprofessional: MOOC planning – Part 4. Mooctalk: websait. https://mooctalk.org/2012/08/17/mooc-planning-part-4/
14. 14. Young, J. R. (2012). Dozens of Plagiarism Incidents Are Reported in Courseraʼs Free Online Courses. [Десятки случаев плагиата сообщены в свободных онлайн-курсах Coursera]. http://chronicle.com/article/DozensofPlagiarismIncidents/133697
15. 15. Holton, D. (2012). What’s the “problem” with MOOCs? [В чем «проблема» MOOC?] Blog at WordPress.com. http://edtechdev.wordpress.com/2012/05/04/whatstheproblemwithmoocs
16. 16. Marks, J. (2012). Who’s Afraid of the Big Bad Disruption? [Кто боится большого плохого срыва?] Inside Higher Ed. https://www.insidehighered.com/views/2012/10/05/why-moocs-wont-replace-traditional-instruction-essay
17. 17. Coughlan, S. (2012). Harvard and MIT online courses get ʻreal worldʼ exams [Онлайн-курсы Гарварда и Массачусетского технологического института получают «реальные» экзамены]. BBC News education. http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776
18. 18. Никитенко, В. Н. (2010). Образование как социально-педагогическая и междисциплинарная категория. Философия образования, 4(33), 61.
19. 19. Burris, S. (2012). Massive Open Online Courses are beginning to have a significant impact on higher education. [Massive Open Online Courses начинают оказывать существенное влияние на высшее образование]. CSE Software Inc. https://www.csesoftware.com/massive-open-online-courses-beginning-to-have-significant-impact-on-higher-education/
Скачать файл .pdf 585.83 кб