Главная Выпуски 18 (1-2)

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 159.9 + 376 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.10

Авторы

  • Давыдова Яна Юрьевна

Аннотация

В статье сформулированы принципы организации деятельности коммерческого коррекционно-развивающего центра детской психологии и развития речи «Томатис 54» (Новосибирск) по работе с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития, внедрив которые в деятельность педагога, отдельного частного кабинета или учреждения в целом можно значительно повысить результативность проводимой реабилитационной и коррекционной работы, а также выстроить отношения доверия и сотрудничества с родителями на долгие годы. Актуальность данной темы обусловлена двумя факторами: ростом количества детей с задержанным и нарушенным развитием и появлением возможностей у родителей посещать частные коррекционно-развивающие центры и кабинеты на платной основе. Это приводит к необходимости организации в частных учреждениях психолого-педагогического сопровождения данной категории семей в течение дошкольного и школьного обучения ребенка. Чаще психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в государственных учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Однако в современном мире все чаще родители отказываются от посещения муниципальных организаций в пользу коммерческих. К частным учреждениям родители предъявляют строгие требования, что поднимает необходимость выстраивания четкой структуры и системы работы с семьей. Поэтому частным коррекционно-развивающим учреждениям важно создать условия для семей таким образом, чтобы обеспечить стабильную непрерывную работу с семьей для достижения у ребенка с особыми образовательными потребностями стойкой динамики в развитии. В настоящее время в литературе нет описания принципов организации деятельности коммерческого учреждения по работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы, сформулированные в статье, разработаны и апробированы в работе специалистов центра детской психологии и развития речи «Томатис 54» в течение шести лет и выстроены в полноценный системный и компетентностный подход. Статья будет полезна руководителям детских центров и специалистам, работающим с семьями с детьми.

Как ссылаться

Давыдова, Я. Ю. (2024). ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-2), 40. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.10
Список литературы
1. 1. Чеснокова, Л. В., Кузнецова, Л. В., Лотова, Л. М., Лапина, Т. В., Самохвалова, М. Р., Александрова, Е. А., Байбородова, И. В., Трубицына, О. В., Полозкова, И. Б., и Чуракова, А. В. (2020). Особенности социальных контактов детей с ограниченными возможностями. Медицина: теория и практика, 4, 602.
2. 2. Chakraborti, M., Gitimoghaddam, M., McKellin, W. H., Miller, A. R., & Collet, J. P. (2021). Understanding the Implications of Peer Support for Families of Children With Neurodevelopmental and Intellectual Disabilities: A Scoping Review. Front Public Health, 9, 1–12. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.719640
3. 3. Шац, И. К. (2023). Психолого-педагогические аспекты сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2, 100–113. https://doi.org/10.35231/18186653_2023_2_100
4. 4. Marston, E, Cho, C. C., Pridham, K., McPherson, A. C., & Polfuss, M. (2022). Parenting styles and dimensions in parents of children with developmental disabilities. Res Nurs Health, 45(5), 592–603. https://doi.org/10.1002/nur.22250
5. 5. Gur, A., & Hindi, T. N. (2022). Exploring fathers' perspectives on family-centered services for families of children with disabilities. Res Dev Disabil, 124, art. 104199. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2022.104199
6. 6. Shrader, M. W. (2023). Promoting peace of mind: The importance of wellness in children with disabilities and their families. Dev Med Child Neurol, 65(9), 1132–1133. https://doi.org/10.1111/dmcn.15661
7. 7. Baldiwala, J., & Kanakia, T. (2022). Using narrative therapy with children experiencing developmental disabilities and their families in India: A qualitative study. J Child Health Care, 26(2), 307–318. https://doi.org/10.1177/13674935211014739
8. 8. Шевцова, Т. С., и Коровушкина, Н. Н. (2018). Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы современного педагогического образования, 59(4), 477–482.
9. 9. Яковлева, М. В. (2015). Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования. Концепт, S1, 91–95.
10. 10. Al-Ali, T., Akour, M. M., Al-Masri, E., Mizaghobian, A. A., & Ghaith, S. Psychological Burnout among Professionals Working with Children with Motor Disabilities. Psychol Russ, 14(1), 69–85. https://doi.org/10.11621/pir.2021.0106
11. 11. Jeon, H. J., Diamond, L., McCartney, C., & Kwon, K. A. (2022). Early Childhood Special Education Teachers' Job Burnout and Psychological Stress. Early Educ Dev, 33(8), 1364–1382. https://doi.org/10.1080/10409289.2021.1965395
12. 12. Красильникова, Л. В., Лобанова, Е. Ю., и Сергеева, Е. В. (2022). Исследование особенностей семейного воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Мир науки. Педагогика и психология, 10(6), 1–16.
13. 13. Çalışkan, Z., Evgin, D., Caner, N., Kaplan, B., & Özyurt, G. (2021). Determination of burnout, life satisfaction, and stress coping styles of parents with disabled children. Perspect Psychiatr Care, 57(3), 1505–1514. https://doi.org/10.1111/ppc.12746
14. 14. Круглова, Е. Е. (2022). Анализ проблем социально-педагогического сопровождения семей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, 22(2), 208–212. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-208-212
15. 15. Čolić, M., Dababnah, S., Garbarino, N., & Betz, G. (2019). Parental experiences raising children with autism spectrum disorder in Eastern Europe: a scoping review. Int J Dev Disabil, 68(1), 1–13. https://doi.org/10.1080/20473869.2019
16. 16. Kiling, I., Due, C., Li, D., & Turnbull, D. (2019). Perceptions of disability, environmental risk factors and available services among local leaders and parents of young children with disabilities in West Timor, Indonesia. Disabil Rehabil, 41(20), 2421–2432. https://doi.org/10.1080/09638288.2018.1466924
17. 17. Quist, M., Chopp, D., Wilson, C. M., & Radesky, J. (2019). Ineffective Homeschooling in a Child with a Learning Disability. J Dev Behav Pediatr, 40(2), 152–153. https://doi.org/10.1097/DBP.0000000000000644
18. 18. Weaver, M. S., Anderson, V., Beck, J., Delaney, J. W., Ellis, C., Fletcher, S., Hammel, J., Haney, S., Macfadyen, A., Norton, B., Rickard, M., Robinson, J. A., Sewell, R., Starr, L., & Birge, N. D. (2021). Interdisciplinary care of children with trisomy 13 and 18. Am J Med Genet, 185(3), 966–977. https://doi.org/10.1002/ajmg.a.62051
19. 19. Faraone, S. V., Banaschewski, T., Coghill, D., Zheng, Y., Biederman, J., Bellgrove, M. A., Newcorn, J. H., Gignac, M., Al Saud, N. M., Manor, I., Rohde, L. A., Yang, L, … & Wang, Y. (2021). The World Federation of ADHD International Consensus Statement: 208 Evidence-based conclusions about the disorder. Neurosci Biobehav Rev, 128, 789–818. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2021.01.022
20. 20. Jansen-van Vuuren, J., Nuri, R. P., Nega, A., Batorowicz, B., Lysaght, R., & Aldersey, H. M. (2022). Family quality of life for families of children with disabilities in African contexts: a scoping review. Qual Life Res, 31(5), 1289–1307. https://doi.org/10.1007/s11136-021-02994-z
21. 21. Gruebner, O., van Haasteren, A., Hug, A., Elayan, S., Sykora, M., Albanese, E., Naslund, J., Wolf, M., Fadda, M., & von Rhein, M. (2022). Digital Platform Uses for Help and Support Seeking of Parents With Children Affected by Disabilities: Scoping Review. J Med Internet Res, 6, 24(12), e37972. https://doi.org/10.2196/37972
22. 22. Agyapong, B., Obuobi-Donkor, G., Burback, L., & Wei, Y. (2022). Stress, Burnout, Anxiety and Depression among Teachers: A Scoping Review. Int J Environ Res Public Health, 19(17), art. 10706. https://doi.org/10.3390/ijerph191710706
23. 23. Лежнина, О. Н. (2023). Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях цифровизации образования. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2(39), 165–170. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p/219-223
24. 24. Акулова, Е. Г. (2023). Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями: к постановке проблемы. Научно-педагогическое обозрение, 3(49), 7–16. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-3-7-16
25. 25. Hassanein, E. E., Adawi, T. R., & Johnson, E. S. (2021). Social support, resilience, and quality of life for families with children with intellectual disabilities. Res Dev Disabil, 112, art. 103910. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2021.103910
26. 26. Форрестер, С. В., Пинюгин, Е. Д., и Акиров, Р. С. (2023). Современные тренды в области управления человеческими ресурсами. Экономика и бизнес: теория и практика, 4-2(98), 203–206. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2023-4-2-203-206
27. 27. Harris, D. (2020). Working out holiday pay for staff with variable work hours. BDJ In Pract, 33, art. 35. https://doi.org/10.1038/s41404-020-0352-5
28. 28. Lee, H. E., Kim, M. H., & Choi, M. (2021). Variability in daily or weekly working hours and self-reported mental health problems in Korea, Korean working condition survey, 2017. Arch Public Health, 79, art. 25. https://doi.org/10.1186/s13690-021-00545-z
29. 29. Волобуева, Л. М., и Ерофеева, Т. И. «Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности. Современное дошкольное образование, 6(96), 58–69. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2019-10059
30. 30. Ho, Y. L., Mahirah, D., Ho, C. Z., & Thumboo, J. (2022, December). The role of the family in health promotion: a scoping review of models and mechanisms. Health Promot Int, 37(6), art. daac119. https://doi.org/10.1093/heapro/daac119
31. 31. Maitre, L., Julvez, J., López-Vicente, M., Warembourg, C., Tamayo-Uria, I., Philippat, C., Gützkow, K. B., Guxens, M., Andrusaityte, S., Basagaña, X., Casas, M., de Castro, M., … & Vrijheid, M. (2021). Early-life environmental exposure determinants of child behavior in Europe: A longitudinal, population-based study. Environ Int, 153, art. 106523. https://doi.org/10.1016/j.envint.2021.106523
32. 32. Касумова, Б. С., Барахоева, Ж. М., и Арсакаева, Х. С. (2022). Развитие эмоционального интеллекта детей 5–7 лет в семейной среде. Проблемы современного педагогического образования, 76(1), 146–149.
33. 33. Перышкова, С. А., Малинина, М. В., и Трунина, А. С. (2022). Методологические основы психологического консультирования родителей детей с ОВЗ. Наука и образование, 5(4), 1–12.
34. 34. Христолюбова, Л. В., и Цыганкова, А. В. (2020). Развитие системы взаимодействия «школа – семья» в условиях инклюзивного образования. Специальное образование, 2(58), 103–114.
35. 35. Бурук, К. М. (2018). Специфика работы руководителя учреждения образования. Гуманитарный акцент, 3, 66–73.
36. 36. Mustafa, G., Mubarak, N., & Khan, J. (2023). Impact of Leader-Member Exchange on Innovative Work Behavior of Information Technology Project Employees; Role of Employee Engagement and Self-Efficacy. Employ Respons Rights J, 35, 581–599. https://doi.org/10.1007/s10672-022-09429-y
37. 37. Vinberg, S., Lööw, J., & Jakobsson, M. (2023). Do leadership behaviours, work environments and the health of managers in Sweden and outside Sweden differ? — a study of a large international mining company. Miner Econ, 36, 655–666. https://doi.org/10.1007/s13563-023-00375-1
38. 38. Сардак, Л. В., и Софронов, А. А. (2016). Взаимодействие педагога и родителей (законных представителей) обучающегося средствами мобильных и облачных технологий. Педагогическое образование в России, (6), 91–96.
39. 39. Molinari, L., & Grazia, V. (2023). A multi-informant study of school climate: student, parent, and teacher perceptions. Eur J Psychol Educ, 38, 1403–1423. https://doi.org/10.1007/s10212-022-00655-4
40. 40. Smith, J., Rabba, A. S., & Cong, L. (2023). They Were Saying That I Was a Typical Chinese Mum : Chinese Parents’ Experiences of Parent-Teacher Partnerships for Their Autistic Children. J Autism Dev Disord, 53, 4888–4900 https://doi.org/10.1007/s10803-022-05788-5
41. 41. Hoge, E., Bickham, D., Cantor, J. (2017). Digital Media, Anxiety, and Depression in Children. Pediatrics, 140(2), S76–S80. https://doi.org/10.1542/peds.2016-1758G. PMID: 29093037
42. 42. Hollis, C., Livingstone, S., & Sonuga-Barke, E. (2020). Editorial: The role of digital technology in children and young people's mental health - a triple-edged sword? J Child Psychol Psychiatry, 61(8). 837–841. https://doi.org/10.1111/jcpp.13302
43. 43. Farquharson, K., & Tambyraja, S. Introduction: Innovations in Treatment for Children With Speech Sound Disorders. Lang Speech Hear Serv Sch, 53(3), 627–631. https://doi.org/10.1044/2022_LSHSS-22-00065
Скачать файл .pdf 460.92 кб