Авторы
- Солдатова София Усиковна
- Бобунова Анна Сергеевна кандидат педагогических наук
Аннотация
Взаимодействие между врачом и пациентом является одним из наиболее важных элементов сектора здравоохранения, поскольку оно определяет как качество, так и результат лечения. Однако вопрос межличностных отношений врача и пациента недостаточно раскрыт и требует отдельного исследования. Цель данной
работы — проанализировать взаимосвязь между отношением к группе (экстраверсия или интроверсия) и качеством взаимоотношений между врачом и пациентом. Исследование было проведено в апреле 2023 года в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) в рамках исследовательского проекта. В исследовании приняли участие как обучающиеся Медицинского института, так и обучающиеся других факультетов. Для сбора данных использовался опрос, в ходе которого на первом этапе были собраны демографические характеристики респондентов, включающие возраст, пол, год обучения, тип темперамента и отношение к определенной группе (интроверсия/экстраверсия). На втором этапе анкетирования респондентам были представлены различные ситуации и предложено выбрать варианты поведенческих действий в ответ на каждую из них. На третьем этапе изучалось мнение респондентов по вопросам межличностного взаимодействия врача и пациента и проводилась классификация личностей медицинских работников. Большинство студентов медицинских и немедицинских факультетов не обращают внимания на тип темперамента и экстраверсию при обращении ко врачу (62 и 70 % соответственно), но 22 и 18 % респондентов отметили, что в дальнейшем будут учитывать личностные характеристики при выборе врача. Кроме того, 50 % опрошенных студентов-медиков ответили, что их отношение к группе экстраверсии/интроверсии влияет на общение с пациентами. Исходя из результатов проведенного исследования была выявлена взаимосвязь между типом личности врача и пациента и качеством взаимоотношений между ними. К компонентам успешного взаимоотношения «врач – пациент» относятся: уровень экстраверсии, эмпатия, коммуникативные навыки как врача, так и пациента.
Как ссылаться
Солдатова, С. У. & Бобунова, А. С. (2024). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ВРАЧ – ПАЦИЕНТ»: ВЛИЯНИЕ ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-2), 59. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.11
Список литературы
1.
1. Zaman, R., Hankir, A., & Jemni, M. (2019). Lifestyle Factors and Mental Health. Psychiatr Danub, 31(3), 217–220. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31488729
2.
2. Soldatova, S. U. (2023, 21–23 октября). Features of «doctor – patient» communication in English. В: Молодые ученые в исследовании языковых картин мира. Материалы Круглого стола в рамках V Международной научной конференции, 21–23 октября 2023 года (с. 71–74). Минск, Беларусь: Минский государственный лингвистический университет.
3.
3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (1948). Устав ВОЗ. https://www.who.int/ru/about/accountability/governance/constitution
4.
4. Ho, E. Y., Karliner, L. S., Leung, G., Harb, R., Ramirez, G. A, & Garcia, M. E. (2023). “How’s your mood”: Recorded Physician Mental Health Conversations with Chinese and Latino Patients in Routine Primary Care Visits. Patient Education and Counseling, 114, art. 107850. https://doi.org/10.1016/j.pec.2023.107850
5.
5. Mihailovic, M., Garcia, D., Amato, C., Lindsk E., Rosenberg, P., Bjork, E., Lester, N., Cloninger, K. M., & Cloninger, C. R. (2022). The Personality of Newly Graduated and Employed Nurses: Temperament and Character Profiles of Swedish Nurses. International Journal of Nursing Studies Advances, 4, art. 100058. https://doi.org/10.1016/j.ijnsa.2021.100058
6.
6. Miyoshi, R., Matsuo, H., Takeda, R., Komatsu, H., Abe, H., & Ishida, Ya. (2016). Burnout in Japanese Residents and its Associations with Temperament and Character. Asian Journal of Psychiatry, 24, 5–9. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2016.08.009
7.
7. Moraes, J. S., Hepworth, G., Ignatiadis, S., Dharan, A., Carne, R., Seneviratne, U., Cook, M. J., & D’Souza, W. J. (2020). Improved irritability, mood, and quality of life following introduction of perampanel as late adjunctive treatment for epilepsy. Epilepsy & Behavior: E&B, 104 (Pt A), art. 106883. https://doi.org/10.1016/j.yebeh.2019.106883
8.
8. Fairbrass, K. M., & Gracie, D. J. (2021). Mood and Treatment Persistence in Inflammatory Bowel Disease: Time to Consider Integrated Models of Care. Clinical gastroenterology and hepatology: the official clinical practice journal of the American Gastroenterological Association, 19(6), 1111–1113. https://doi.org/10.1016/j.cgh.2020.08.068
9.
9. American Institute for Cancer Research (AICR) (n. d.). Being positive: Being positive: Is it a benefit or a burden? https://www.cancer.org/cancer/survivorship/coping/attitudes-and-feelings-about-cancer.html
10.
10. White, G. E., Caterini, J. E., McCann, V., Rendall, K., Nathan, P. C., Rhind, S. G., Jones, H., & Wells, G. D. (2021). The Psychoneuroimmunology of Stress Regulation in Pediatric Cancer Patients. Cancers, 13(18), art. 4684. https://doi.org/10.3390/cancers13184684
11.
11. Huynh, H. Ph., & Dicke-Bohmann, A. (2020). Humble Doctors, Healthy Patients? Exploring the Relationships between Clinician Humility and Patient Satisfaction, Trust, and Health Status. Patient Education and Counseling, 103(1), 173–179. https://doi.org/10.1016/j.pec.2019.07.022
12.
12. Chung, H., Lee, H., Chang, D., Kim, H., Lee, H., Park, H., & Chae, Y. (2012). Doctor’s attire influences perceived empathy in the patients-doctor relationship. Patient Education and Counseling, 89(3), 387–391. https://doi.org/10.1016/j.pec.2012.02.017
13.
13. Gunlicks-Stoessel, M., Westervelt, A., Reigstad, K., Mufson, L., & Lee, S. (2019). The role of attachment style in interpersonal psychotherapy for depressed adolescents. Psychotherapy Research: Journal of the Society for Psychotherapy, 29(1), 78–85. https://doi.org/10.1080/10503307.2017.1315465
14.
14. Eysenck, H. J. (1963). Biological basis of personality. Nature, 199, 1031–1034. https://doi.org/10.1038/1991031a0
15.
15. Бодалев, А. (2006). Рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, работающих с персоналом. Москва: Изд-во Института Психотерапии.
16.
16. Шмелева, И. А. (2010). Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. Москва: Эксмо.
17.
17. Шевченко, Ю. Л., Володин, Н. Н., и Венедиктов, Д. Д. (2002). Биомедицинская этика. Москва: Медицина.