Авторы
- Копасовская София Константиновна
- Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент
- Зададаев Сергей Алексеевич кандидат физико-матемаических наук, доцент
Аннотация
В статье обсуждаются перспективы развития взрослых в рамках парадигмы life-long learning, в частности роль метапознания в деятельности и мышлении человека. Рассматриваются вопросы о связи метакогнитивных способностей и других функций психики, таких как мышление и волевая сфера. Проверяется предположение о том, что метапознание и отдельные его факторы — метакогнитивные представления и целеполагание — могут быть связаны с формально-логическим мышлением. Для обработки данных, полученных от 60 педагогов Москвы, были применены методы корреляционного и качественного анализа. Результаты исследования показали наличие связей между формально-логическим мышлением и когнитивным целеполаганием, а также метакогнитивными представлениями. Связи между формально-логическим мышлением и ситуативно-ориентированной активностью не обнаружено. Делается вывод о том, что ситуативно-ориентированная активность характеризуется скорее стереотипными действиями и реакциями, а логику непосредственно не задействует.
Как ссылаться
Копасовская, С. К., Шиян, О. А. & Зададаев, С. А. (2024). ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ВЗРОСЛЫХ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-2), 73. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.12
Список литературы
1.
1. Веракса, Н. Е. (2006). Диалектическое мышление. Уфа: Вагант. https://www.psychlib.ru/mgppu/ver/VER-001-.HTM#$p1
2.
2. Выготский, Л. С. (2019). История развития высших психических функций. Москва: Юрайт. https://urait.ru/bcode/437760
3.
3. Flavell, J. H. (1976). Metacognitive aspects of problem-solving. In: Resnick, L. (Ed.), The Nature of Intelligence. Hillsdale, NJ: Erlbaum Assoc.
4.
4. Livingstone, J. A. (2004). Metacognition: An Overview. ERIC.
5.
5. Akturk, A. O., & Sahin, I. (2011). Literature Review on Metacognition and its Measurement. Procedia, Social and Behavioral Sciences, 15, 3731–3736. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.04.364
6.
6. Nelson, T. O. (Ed.). (1992). Nelson Metacognition: core readings. Allyn & Bacon.
7.
7. Чернокова, Т. Е. (2014). Метапознание: проблемы структуры, типологии, развития. Монография. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.
8.
8. Reder, L. М., & Schunn, Ch. D. (1996). Metacognition Does Not Imply Awareness: Strategy Choice Is Governed by Implicit Learning and Memory. In: Reder
L. (Ed.). Implicit Memory and Metacognition. New York: Psychology Press. https://doi.org/10.4324/9781315806136
9.
9. Kentridge, R. W., & Heywood, C. A. (2000). Metacognition and awareness. Consciousness and cognition, 9(2Pt.1), 308–326. https://doi.org/10.1006/ccog.2000.0448
10.
10. Галкина, Т., и Лоарер, Э. (1997). Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы (c. 17–33). Москва: Институт психологии РАН.
11.
11. Холодная, М. А. (1997). Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск; Москва.
12.
12. Холодная, М. А. (2002). Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. Москва: ПЕР СЭ.
13.
13. Голубева, Н. М. (2018). Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высшего образования. Cаратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
14.
14. Flavell, J. H. (1987). Speculation about the nature and development of metacognition. In: Weinert, F. & Kluwe, R. (Eds.). Metacognition, motivation, and understanding (pp. 21–29). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
15.
15. Flavell, J. H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 34, 906–911. https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
16.
16. Шиян, О. А., Журавлева, С. М., Зададаев, С. А., Крашенинников, Е. Е., Копасовская, С. К., Милькеева, М. А., Оськина, Ю. О., и Якшина, А. Н. (2019). Развитие рефлексии в рамках педагогической практики будущих воспитателей: обзор современных подходов. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 4(50), 25–36.
17.
17. Шиян, О. А., Журавлева, С. М., Зададаев, С. А., Крашенинников, Е. Е., Копасовская, С. К., Милькеева, М. А., Оськина, Ю. О., и Якшина, А. Н. (2020). Рефлексивно-ориентированная модель педагогической практики будущих воспитателей. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 1(51), 25–38.
18.
18. Чернокова, Т. Е. (2013). Диалектические структуры в метапознании. Вестник ТГГПУ, 3(33), 322–328. https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskie-struktury-vmetapoznanii
19.
19. O’Brien, K. H. (2017). Coaching self-learning and self-management. In: Kennedy, M. R. T. (Ed.). Coaching post-secondary students with executive function deficits. New York: Guilford Press.
20.
20. O’Brien, K. H., Kennedy, M. R. T., & Schellinger, S. K. (2013). Tracking self-regulation goals using Goal-Attainment Scaling for individuals with traumatic brain injuries. Lecture presented at the American Speech Language Hearing Association Annual Convention. Chicago, IL.
21.
21. Kennedy, M. (2017). Coaching College Students with Executive Function Problems. The Guilford Press.
22.
22. Mahdavi, M. (2014). An Overview: Metacognition in Education. International journal of multidisciplinary and current research, 2, 529–535.
23.
23. Тихомиров, О. К. (1977). Психологические проблемы целеобразования. Москва: Наука.
24.
24. Тихомиров, О. К. (1984). Психология мышления. Москва: МГУ.
25.
25. Чернокова, Т. Е. (2011). Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социальные науки, (3), 153–158. https://cyberleninka.ru/article/n/metakognitivnaya-psihologiya-problema-predmeta-issledovaniya