Главная Выпуски 18 (1-2)

ДИНАМИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА ДО ВЗРОСЛОСТИ

Психология , УДК: 159.9.072.43:316.4.051.62 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.15

Авторы

  • Шилова Наталья Петровна кандидат психологических наук

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования, целью которого стало описать динамику содержательных изменений и временных характеристик представлений об ожидаемом будущем от подросткового возраста до начала взрослости. Выборка исследования составила 1538 респондентов, включая 610 юношей и 928 девушек от 14 до 28 лет (средний возраст — 18,26). Исследование проводилось при помощи методики И. С. Кона, респонденты описывали представления о своем будущем в письмах-сочинениях на тему «Я через 5 лет». На основании исследования выделены следующие изменения представлений о будущем: старшие подростки воспринимают будущее как отложенное — то, что будет когда-нибудь потом; в ранней юности будущее связано с профессиональным образованием и представлениями о будущей семье; в поздней юности будущее согласовывает возможности и перспективы; в возрасте молодости или начале взрослости будущее сфокусировано на связанности профессиональной деятельности с появлением семьи и детей и с пониманием себя. Два из этих этапов (подростковый возраст и возраст поздней юности) демонстрируют осмысление будущего как времени, а два других (возраст ранней юности и возраст возникновения взрослости) являются фазами содержательного наполнения будущего.

Как ссылаться

Шилова, Н. П. (2024). ДИНАМИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА ДО ВЗРОСЛОСТИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (1-2), 129. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.1-2.15
Список литературы
1. 1. Гут, Ю. Н., Кабардов, М. К., Жамбеева, З. З., Кошелева, Ю. П., и Груша, А. В. (2023). Эмоционально-личностные детерминанты профессиональной идентичности старшеклассников. Психологическая наука и образование, 28(1), 66–84. https://doi.org/10.17759/pse.2023280103
2. 2. Parola, A.,·& Marcionetti, J. (2022). Youth unemployment and health outcomes: the moderation role of the future time perspective International. Journal for Educational and Vocational Guidance, 22, 327–345. https://doi.org/10.1007/s10775-021-09488-x
3. 3. Kooij, D. T., Kanfer, R., Betts, M., & Rudolph, C. W. (2018). Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology, 103(8), 867–893. https://doi.org/10.1037/apl0000306
4. 4. Brianza, E., & Demiray, B. (2019). Future Time Perspective and Real-Life Utterances. About the Future in Young and Older Adults. GeroPsych, 32(4), 161–173. https://doi.org/10.1024/1662-9647/a000216
5. 5. Rubin, D. C., & Berntsen, D. (2003). Life scripts help to maintain autobiographical memories of highly positive, but not highly negative, events. Memory & Cognition, 31, 1–14. https://doi.org/10.3758/BF03196077
6. 6. Neugarten, B. L., & Hagestad, G. O. (1976). Age and the life course. In: Binstock, R. & Shanas, E. (Eds.). Handbook of aging and social sciences (pp. 35–55). New York, NY: Van Nostrand Reinhold.
7. 7. Нуркова, В. В. (2022) Самоопределяющие автобиографические воспоминания в системе личностно-мнемических межфункциональных связей. Культурно-историческая психология, 18(1), 79–89. https://doi.org/10.17759/chp.2022180108
8. 8. Nurmi, J. E. (1991). How do adolescents see their future? A review of the development of future orientation and planning. Developmental Review, 11(1), 1–59. https://doi.org/10.1016/0273-2297(91)90002-6
9. 9. Nelson, L. J., & Barry, C. M. (2005). Distinguishing features of emerging adulthood: The role of selfclassifcation as an adult. Journal of Adolescent Research, 20(2), 242–262. https://doi.org/10.1177/ 0743558404273074
10. 10. Fonseca, G., Silva, J. T., Paixa, M. P., Crespo, C., & Relvas, A. P. (2020) Future Hopes and Fears of Portuguese Emerging Adults in Macroeconomic Hard Times: The Role of Economic Strain and Family Functioning. Emerging Adulthood, 8(6), 476–484. https://doi.org/10.1177/2167696819874956.
11. 11. Massey, E. K., Gebhardt, W. A., & Garnefski, N. (2008). Adolescent goal content and pursuit: A review of the literature from the past 16 years. Developmental Review, 28(4), 421–460. https://doi.org/10.1016/j.dr.2008.03.002
12. 12. Stein, C. H., Abraham, K. M., Bonar, E. E., Leith, J. E., Kraus, S. W., Hamill, A. C., ... & Fogo, W. R. (2011). Family ties in tough times: How young adults and their parents view the U.S. economic crisis. Journal of Family Psychology, 25(3), 449–454. https://doi.org/10.1037/a0023697
13. 13. Pulkkinen, L. (1990). Home atmosphere and adolescent future orientation. European Journal of Psychology of Education, 5, 33–43.
14. 14. Шилова, Н. П. (2023). Возрастные различия в представлениях о будущем от подростничества до взрослости. Психологическая наука и образование, 28(3), 62–74. https://doi.org/10.17759/pse.2023280305
15. 15. Galanaki, E., & Sideridis, G. (2018). Dimensions of emerging adulthood, criteria for adulthood and identity development in Greek studying youth: A person-centered approach. Emerging Adulthood, 7(6), 411–431. https://doi.org/10.1177/2167696818777040
16. 16. Бухарина, А. Ю., и Толстых, Н. Н. (2019). Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации. Современная зарубежная психология, 8(2), 36–48. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080204
17. 17. Клементьева, М. В. (2020). «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов. Психологическая наука и образование, 25(3), 64–74. https://doi.org/10.17759/ pse.2020250306
18. 18. Fonseca, G., da Silva, J. T., Paixã, M. P., Cunha, D., Crespo, C., & Relvas, A. P. (2019). Emerging Adults Thinking About Their Future: Development of the Portuguese Version of the Hopes and Fears Questionnaire. Emerging Adulthood, 7(6), 444–450. https://doi.org/10.1177/2167696818778136
19. 19. Шилова, Н. П. (2023). Половые различия в формировании временной перспективы в юношеском возрасте. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и Психология», 17(3), 133–147. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.07
20. 20. Arnett, J. J. (2000). Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 55(5), 469–480. https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.5.469
21. 21. Arnett, J. J. (2014). Presidential Address: The Emergence of Emerging Adulthood: A Personal History. Emerging Adulthood, 2(3), 155–162. https://doi.org/10.1177/2167696814541096
22. 22. Шилова, Н. П., и Владыко, А. К. (2022). Современный культурный контекст представлений о будущем в юношеском возрасте. Сибирский психологический журнал, (86), 103–118. https://doi.org/10.17223/17267080/86/6
23. 23. Петренко, В. Ф., и Коротченко, Е. А. (2008). Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи. Экспериментальная психология, 1(1), 84–101.
24. 24. Сырцова, А. (2008). Возрастная динамика временной перспективы личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Московский городской психолого-педагогический институт. Москва. 24 с.
25. 25. Lambert, N., Stillman, T., Baumeister, R., Fincham, F., Hicks, J., & Graham, S. (2010). Family as a salient source of meaning in young adulthood. The Journal of Positive Psychology, 5, 367–376. https://doi.org/10.1080/17439760.2010.516616
26. 26. Roberts, R., & Bengtson, V. (1996). Affective ties to parents in early adulthood and self-esteem across 20 years. Social Psychology Quarterly, 59, 96–106.
27. 27. Эриксон, Э. (1996). Идентичность: юность и кризис. Москва: Прогресс. 344 с.
28. 28. Mendoncʼa, M., & Fontaine, A. M. (2013). Late nest leaving in Portugal: Its effects on individuation and parent–child relationships. Emerging Adulthood, 1(3), 233–244. https://doi.org/10.1177/2167696813481773
29. 29. Gunawan, W., Creed, P. A., & Glendon, A. I. (2021). Young adults’ perceived future employability: antecedents and consequences. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 21(1), 101–122. https://doi.org/10.1007/s10775-020-09430-7
30. 30. Левин, К. (2000). Теория поля в социальных науках. Санкт-Петербург: Речь. 368 с.
31. 31. Kauffman, D. F., & Husman, J. (2004). Effects of time perspective on student motivation: Introduction to a special issue. Educational Psychology Review, 16, 1–7. https://doi.org/10.1023/B:EDPR.0000012342.37854.58