Главная Выпуски 18 (2)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЖЕРТВ БУЛЛИНГА В ШКОЛЕ

Психология , УДК: 159.9.072.43 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.11

Авторы

  • Воробьева Марина Анатольевна кандидат психологических наук
  • Соколова Анжела Владимировна кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение психологических особенностей личности подростков, потенциальных жертв буллинга. На основе теоретико-методологического анализа отечественной и зарубежной литературы авторами работы были определены критерии и показатели психологических особенностей подростков, потенциальных жертв буллинга. Результаты теоретического анализа легли в основу построения эмпирической программы исследования. В исследовании психологических особенностей личности подростков приняли участие 62 обучающихся 6-х классов (равное количество мальчиков и девочек) и 50 обучающихся 9-х классов (22 юноши и 28 девушек) Екатеринбурга. Для выявления индивидуально-психологических особенностей подростков использовались методики, на основе которых были описаны: личностные характеристики и статус в группе участников буллинга («жертва» и «обидчик»). На основе вычислений статистическим методом обработки эмпирических данных (корреляционный анализ Спирмена) выявлено, что есть взаимосвязь между личностными особенностями подростка и его статусом в группе. В ходе исследования было установлено, что внешний вид и индивидуальные особенности (физические, внешние) не являются причинами травли, а в основе травли лежат оскорбления и унижения педагогов, которые подростки в дальнейшем используют в определенной ситуации для самоутверждения.

Как ссылаться

Воробьева, М. А. & Соколова, А. В. (2024). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЖЕРТВ БУЛЛИНГА В ШКОЛЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 178. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.11
Список литературы
1. 1. Van den Berg, G., Lundborg, P., Nystedt, P., & Rooth, D. (2014). Critical periods during childhood and adolescence. Journal of the European Economic Association, 12, 1521–1557.
2. 2. Chrysanthou, G. M., & Vasilakis, C. (2019). The Impact of Bullying Victimisation on Mental Wellbeing. IZA Discussion Paper, dp 12206.
3. 3. Xu, Z., & Fang, C. (2021). The Relationship Between School Bullying and Subjective Well-Being: The Mediating Effect of School Belonging. Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.725542.
4. 4. Реан, А. А. (2019). Что делать, если ваш ребенок вовлечен. Москва: Академия РАО.
5. 5. Белевич, А. А. (2015). Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде. Известия АСОУ: научный ежегодник, 2, 6–8.
6. 6. Кривцова, С. В. (2015). Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться. Известия АСОУ: научный ежегодник, 2, 52–58.
7. 7. Чурсинова, О. В., и Ярошук, А. А. (2021). Буллинг в школе: практика оказания психологической помощи пострадавшим детям. Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО.
8. 8. Нестерова, А. А., и Гришина, Т. Г. (2018). Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 3, 97–112.
Скачать файл .pdf 446.86 кб