Главная Выпуски 18 (2)

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Психология , УДК: 159.9 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.14

Авторы

  • Салахова Валентина Борисовна кандидат психологических наук
  • Кидинов Алексей Васильевич доктор психологических наук, доцент

Аннотация

Проблема совершенствования системы государственного управления в целом, а также методологии и критериев оценки эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих в частности становится все более актуальной. Вопросы, связанные с созданием необходимой ресурсной кадровой среды, выходят на первый план в задачах академической науки. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена необходимостью обеспечить систему государственного управления высокопрофессиональными компетентными государственными гражданскими служащими на основе интеграции и применения новых знаний и эффективного использования человеческого потенциала для решения задач социально-экономического развития государства. Оценка деятельности государственных гражданских служащих осуществляется с помощью их профессиональных компетенций, включая набор личностных качеств (способностей), которые определяют возможность эффективной реализации того или иного вида профессиональной деятельности. Комплексный характер оценки деятельности государственных гражданских служащих, а также кандидатов на должность государственной гражданской службы предполагает развитие перспективных направлений трансформации интеллектуального капитала кадров государственного управления, внедрение инноваций в процесс отбора, развитие кадров государственного управления на основе тщательно проработанного научно-методологического обоснования. В статье представлены результаты эмпирического исследования оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих. Выборочную совокупность составили 246 государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Методы исследования: социологический опрос и методы математической статистики (коэффициент альфа Кронбаха; регрессионный анализ (probit-регрессии); тетрахорическая корреляция (tetrachoric)). В результате исследования были представлены отечественные и зарубежные практики оценки государственных гражданских служащих; определены недостатки нормативной правовой основы, регулирующей деятельность оценки государственных гражданских служащих; определены профили профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих категорий «Руководитель» и «Специалист»; представлена иерархия профессиональных и личностных факторов государственных гражданских служащих различных категорий должностей. Предложенная система оценки профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих может быть использована в практике государственного управления.

Как ссылаться

Салахова, В. Б. & Кидинов, А. В. (2024). РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 211. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.14
Список литературы
1. 1. Berkett, N., Challenger, I., Sinner, J., & Tadaki, M. (2013). Values collaborative processes and indicators for freshwater planning. Cawthron Institute. Report N 2353. https://bit.ly/3fNTJ7s
2. 2. Bojang, M. B. (2020). Beyond new public management paradigm: The public value paradigm and its implications for public sector managers. Journal of Public Value and Administrative Insight, 3(2), 1–10. https://orcid.org/10.31580/jpvai.v3i2.1381
3. 3. Clarke, A. (2020). Digital government units: what are they, and what do they mean for digital era public management renewal? International Public Management Journal, 23(3), 358–379. https://orcid.org/10.1080/10967494.2019.1686447
4. 4. Hailu, A. G., & Shifare, H. G. (2019). Service delivery and customer satisfaction in the public service sector: An Ethiopian experience. Public Policy and Administration Research, 9(9), 24–37. https://orcid.org/10.7176/PPAR
5. 5. Lapuente, V., & Van de Walle, S. (2020). The effects of new public management on the quality of public services. Governance, 33(3), 461–475. https://orcid.org/10.1111/gove.12502
6. 6. Mehek, A. (2020). Team management: effective tool. International Research Journal of Modernization in Engineering Technology and Science, 2(06), 1376–1379.
7. 7. Переверзева, А. А., и Шуклинова, М. В. (2016). Организация оценки и диагностики профессионально-личностных качеств государственных гражданских служащих. Социально-экономические явления и процессы, 11(9), 76–81.
8. 8. Баркова, Ю. К., Гояева, З. М., Белопухова, А. С. [и др.] (2021). Диагностика и профессиональное развитие управленческих кадров государственной службы: методология и технологии. Москва: Дело.
9. 9. Синягин, Ю. В., Переверзина, О. Ю., Косороткина, М. С., и Мударисов, А. А. (2013). Личностно-профессиональная диагностика как комплексный механизм оценки компетентностей и компетенций гражданских служащих. Теория и практика общественного развития, 11, 125–129.
10. 10. Синягин, Ю. В. (2017). Трехкомпонентная модель управленческой готовности. Живая психология, 4(2), 101–108.
11. 11. Синягин, Ю. В., Шебураков, И. Б., Тюменцев, И. О., и Тушканов, И. В. (2019). Совершенствование системы мотивации государственных гражданских служащих: классные чины как фактор мотивации государственных гражданских служащих (историко-психологический анализ). Монография. М.: Дело.
12. 12. Шебураков, И. Б. Единый резерв управленческих кадров как инструмент личностно-профессионального развития управленцев государственной сферы. В: Материалы Гайдаровского форума – 2017 «Россия и мир: выбор приоритетов». https://gaidarforum.ru/about/history/2017/
13. 13. Шебураков, И. Б. (2020). Резервы управленческих кадров в Российской Федерации как инструмент развития кадрового состава сферы государственного управления. В: Хабриева, Т. Я., и Чжао Шимин (Отв. ред.). Опыт лучших практик государственной службы России и Китая. Монография (с. 148–156). Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Пудунская академия подготовки руководящих кадров Китая. Москва: Юриспруденция».
14. 14. Шебураков, И. Б., и Шебуракова, О. Н. (2020). Карьерные траектории руководителей субъектов Российской Федерации в условиях новой кадровой политики. Мир психологии, 4, 199–208.
15. 15. Шуклинова, М. В. (2013). Профессиональное интервью как метод конкурсного отбора на государственной гражданской службе региона. Электронный научно-образовательный журнал, 2(5).
16. 16. Киселева, О. В. (2021). Современные технологии развития кадрового потенциала на государственной и муниципальной службе. В: Забнева, Э. И. (Отв. ред.). Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы (секьюритология). Материалы V Международной научно-практической конференции, г. Новокузнецк, 2–3 декабря 2021 г. (с. 123–128). Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, филиал КузГТУ в г. Новкузнецке. 473 c.
17. 17. Собчик, Л. Н. (2003). Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. Санкт-Петербург: Речь.
18. 18. Hogan, R. (2009). Hogan Assessment Systems. Tulsa: USA. http://www.hoganassessments.com/sites/default/files/uploads/High%20Potential%20Tech%20Manual%20-%20S.pdf