Авторы
- Реморенко Игорь Михайлович доктор педагогических наук, доцент
- Савенков Александр Ильич доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования
- Романова Марина Александровна доктор педагогических наук, доцент
Аннотация
Статья посвящена теории и практике использования чат-ботов в современном педагогическом образовании. Современные чат-боты, особенно последние
их модификации с использованием систем генеративного искусственного интеллекта, обладают практически неисчерпаемыми возможностями для решения
образовательных задач, при этом они еще мало освоены в современном образовании. Цель статьи — представить проверенный на практике методический инструментарий использования чат-бота при изучении курса педагогики студентами педагогического университета. В качестве ведущего метода исследования использовался метод естественного педагогического эксперимента, опирающийся на наблюдения авторов за процессом применения ресурсов искусственного интеллекта и отработкой новых методических приемов использования чат-ботов при проектировании процесса преподавания курса педагогики будущим педагогам. Результатом исследования стали новые кандидатные подходы, ориентирующие специалистов на понимание ресурсов искусственного интеллекта как инструментов, порождающих многоуровневые и многообразные связи, определяющие многие «фенотипические» черты современного образования. Не менее значимым результатом являются найденные эмпирическим путем методические находки применения чат-ботов в практике обучения студентов
педагогическим знаниям. Полученные результаты содержат осмысление новых методических решений и теоретических подходов к практике преподавания педагогики в современном университете.
Как ссылаться
Реморенко, И. М., Савенков, А. И. & Романова, М. А. (2024). КАНДИДАТНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКИ СТУДЕНТАМИ УНИВЕРСИТЕТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 76. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.05
Список литературы
1.
1. Геворкян, Е. Н., и Савенков, А. И. (2023). Инновационные практики подготовки будущих педагогов в педагогическом университете. В: Инновационные процессы в высшем и среднем профессиональном образовании и профессиональном самоопределении. Коллективная монография (с. 346–358). Москва: Экон-Информ.
2.
2. Гриншкун, В. В., и Шунина, Л. А. (2023, 19–22 сентября). Искусственный интеллект в образовательной деятельности и подготовке педагогов: необходимость исследований. В: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VII Международной научной конференции (с. 1056–1059). Красноярск: Красноярский государственный педагогический
университет им. В. П. Астафьева.
3.
3. Вендина, А. А., и Романова, М. А. (2021, 25–26 марта). Решение логических задач с помощью построения графов. В: Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы VIII Международной научно-практической конференции
(с. 135–139). Москва: Московский городской педагогический университет.
4.
4. Савенков, А. И., Львова, А. С., Любченко, О. А. и др. (2024). Развитие метапредметных компетенций и когнитивных способностей обучающихся в рамках воспитательной работы в школе. Москва: Перо.
5.
5. Амиров, Р. А. (2020, 23–24 сентября). Искусственный интеллект в высшем образовании. В: Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции (с. 27–30). Под ред. А. М. Эсетовой. Махачкала: Информационно-полиграфический центр ДГТУ.
6.
6. Абдуллаева, А. М., Аверченко, Е. В., Александрова, Т. С. и др. (2023). Возможности сочетания естественного и искусственного интеллектов в образовательных системах. Москва: РИОР.
7.
7. Котлярова, И. О. (2022). Технологии искусственного интеллекта в образовании. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 14(3), 69–82.
8.
8. Мухаметзянов, И. И., и Пырнова, О. А. (2024, 10–11 апреля). Генерация идей и творческих решений с помощью искусственного интеллекта. В: Цифровые системы и модели: теория и практика проектирования, разработки и применения. Материалы национальной (с международным участием) научно-практической конференции (с. 1039–1040). Под общ. ред. И. Г. Ахметовой. Казань: Казанский государственный
энергетический университет.
9.
9. Болотов, В. А., Левицкий, М. Л., Реморенко, И. М., и Сериков, В. В. (2020). Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации. Педагогика, 84(12), 73–86.
10.
10. Попов, О. Р., и Горбачева, А. А. (2019). Проблемы вузовского образования в эпоху цифровизации: человек и искусственный интеллект. Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию, 5(2), 98–109.
11.
11. Савенков, А. И. (2023а). Цифровизация образования как катализатор изменений профессии педагога. Известия Института педагогики и психологии образования, 2, 4–11.
12.
12. Савенков, А. И. (2023б). Педагог как цифровой дизайнер образовательных программ: новые возможности и технологии. Hominum, 2(10), 131–144.
13.
13. Славянов, А. С., и Фешина, С. С. (2019). Технологии искусственного интеллекта в образовании как фактор повышения качества человеческого капитала. Экономика и бизнес: теория и практика, 7, 156–159.
14.
14. Баранников, К. А., и Реморенко, И. М. (2020). Как создаются результаты: методические подходы к проектированию образовательных результатов. Психолого-педагогические исследования, 12(2), 3–23.
15.
15. Реморенко, И. М. (2020). Школа смыслов. Образовательная политика, S5, 20–24.
16.
16. Романова, М. А. (2023). Методические подходы к диагностике психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов. Вестник Атырауского университета имени Х. Досмухамедова, 71(4), 41–49.
17.
17. Садовничий, В. А. (2023). Высшая школа России: вектор развития. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2, 5–11.