Авторы
- Калиновская Ксения Сергеевна кандидат психологических наук
- Федоренко Елена Юрьевна кандидат психологических наук, доцент
- Островерх Оксана Семеновна кандидат психологических наук
- Александрова Оксана Викторовна кандидат психологических наук, доцент
Аннотация
Тема статьи продолжает современный дискурс об условиях развития самостоятельности ребенка-дошкольника. Самостоятельность как значимый образовательный результат обсуждается в контексте задач образования и воспитания. Важное значение имеет как организация процесса обучения, так и родительские практики, поддерживающие или ограничивающие развитие детской самостоятельности. Внимание авторов сосредоточено на изучении оснований выбора родителями действий в отношении ребенка, особенностей организации детско-родительской коммуникации, окружающей среды и доступа к ней ребенка в контексте развития его самостоятельности. В качестве одного из оснований выбора родительского действия авторы рассматривают представления родителей о самостоятельности у своего ребенка. Цель исследования — показать, как представления родителей о самостоятельности в целом и ее выраженности у собственного ребенка связаны с выбором открытого или закрытого типа действия родителей в крайних полюсах взаимодействия с ребенком: «вмешательство – невмешательство»; «совместное – автономное» выполнение задач. В исследовании приняли участие 43 родителя детей 5–7 лет, на регулярной основе посещающих детские сады, которые работают по разным образовательным программам: «Истоки», «Радуга», «Детский сад по системе Монтессори». Родителям был предложен опросник, позволяющий изучить их представления о самостоятельности в целом и дать субъективную
оценку самостоятельности своего собственного ребенка. Опросник разработан и апробирован (n = 534) группой экспертов-психологов проекта «Зеркальная лаборатория “Развитие автономии и самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста”» Национального исследовательского
университета «Высшая школа экономики» (2021–2023 гг.). В опроснике были смоделированы ситуации проявления самостоятельности ребенка в разных видах деятельности (самообслуживание, продуктивной, учебно-познавательной), в общении со взрослыми и сверстниками, в выполнении повседневных домашних дел (поддержание порядка в доме, уборка своих игрушек и материалов, сервировка стола) и возможные варианты действия родителей (поддержка самостоятельности ребенка; вмешательство в дела ребенка; совместное действие). В соответствии с замыслом работы выборка была разделена на две группы по ответу родителей на вопрос: «Считаете ли Вы своего ребенка самостоятельным?». Полученные данные сопоставлялись с типами родительского действия. Результаты исследования позволяют утверждать, что существует разница в содержательных характеристиках представлений родителей, которые называют своего ребенка самостоятельным, и теми родителями, кто считает его несамостоятельным, в следующих показателях представлений: о коммуникации
родителей и детей; о типе родительского действия по отношению к действию ребенка. Обнаружена связь между представлениями родителей о самостоятельности и выбором типа действия. Родители, считающие своих детей самостоятельными, чаще выбирают открытое действие, строящееся здесь и сейчас в совместности с ребенком, поддерживающее его замысел, создающее опоры для ребенка (расписание, план на день), гибкое, учитывающее темп и возможности ребенка в реализации действия, уместное, т. е. соответствующее параметрам конкретной ситуации и основанное на принципе невмешательства.
Как ссылаться
Калиновская, К. С., Федоренко, Е. Ю., Островерх, О. С. & Александрова, О. В. (2024). РОДИТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 139. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.09
Список литературы
1.
1. Лисина, М. И. (2009). Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер. 318 с.
2.
2. Антонова, П. А., Ефтимицэ, М., и Иванова, Е. В. (2021). Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей. Комплексные исследования детства, 3(2), 91–100. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-2-91-100
3.
3. Palacios, J., Moreno, M. C., González, M. M., Oliva, A., Hidalgo, M. V., & Jiménez, J. (2010). Primer Informe Técnico Del Proyecto Apego Sobre Evaluación y Promoción de Competencias Parentales En El Sistema Sanitario Público Andaluz. Junta de Andalucía; Sevilla, España, 2010. In: First Technical Report of the Attachment Project on «Evaluation and Promotion of Parental Competences in the Andalusian Public Health System». https://www.juntadeandalucia.es/export/drupaljda/salud_5af9587b0c7e9_apego1.pdf
4.
4. Московичи, С. (2020). Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Москва: Академический Проект. 396 с.
5.
5. Варга, А. Я. (2019). Введение в системную семейную психотерапию. Москва: Когито-Центр. 184 с.
6.
6. Захаров, А. И. (2000). Происхождение детских неврозов и психотерапия. Москва: Эксмо-Пресс. 448 с.
7.
7. Sigel, I. E., McGillicuddy-De Lisi, A. V., & Goodnow, J. J. (1992). Parental belief systems: the psychological consequences for children (2nd ed.) New York: Erlbaum Associates. 500 p.
8.
8. Rodrigo, M. J., & Triana, B. (1996). Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes. European Journal of Psychology of Education, 11, 55–78.
9.
9. Solís-Cámara, P., & Díaz, M. (2007). Relaciones entre creencias y prácticas de crianza de padres con niños pequeños. An. Psicol., 23, 177–184. https://doi.org/10.6018/analesps
10.
10. Baumrind, D. (1971). Current patterns of Parental Authority. Dev. Psychol., 4(1), 103. https://doi. org/10.1037/h0030372
11.
11. Эйдемиллер, Э. Г., и Юстицкис, В. Э. (2008). Психология и психотерапия семьи (4-е изд.). Санкт-Петербург: Питер. 672 с.
12.
12. Карабанова, О. А. (2005). Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Москва: Гардарики. 320 с.
13.
13. Спиваковская, А. С. (2000). Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. Москва: ЭКСМО-Пресс. 464 с.
14.
14. Колодина, А. В. (2016). Представления родителя о ребенке как фактор детско-родительских отношений. Вестник Омского университета. Серия «Психология», 2, 69–77.
15.
15. Авдеева, Н. Н. (2013). Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери. Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2, 20–27.
16.
16. Шведовская, А. А. (2009). Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста. В: Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. Т. 1. № 2009-1. https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22858
17.
17. Шведовская, А. А. (2006). Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая наука и образование, 11(1), 69–84.
18.
18. Castelo, R. J., Meuwissen, A. S., Distefano, R., McClelland, M. M., Galinsky, E., Zelazo, P. D., & Carlson, S. M. (2022). Parent Provision of Choice Is a Key Component of Autonomy Support in Predicting Child Executive Function Skills. Front. Psychol, 12, 773492. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.773492
19.
19. Alyssa, S. M., & Carlson, S. M. (2019). An experimental study of the effects of autonomy support on preschoolers’ self-regulation. Journal of Applied Developmental Psychology, 60, 11–23. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2018.10.001
20.
20. Whipple, N., Bernier, A., & Mageau, G. A. (2011). Broadening the study of infant security of attachment: maternal autonomy-support in the context of infant exploration. Soc. Dev. 20, 17–32. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2010.00574.x
21.
21. Филиппова, О. Н. (2023). Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности в дошкольном возрасте. В: Перспективы развития науки в современном мире. Сборник научных статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (ч. 2, с. 74–85). Уфа: Вестник науки.
22.
22. Реева, О. Ю. (2023). Роль эмоционального отношения матерей в развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 29(1), 62–69. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-62-69
23.
23. Удова, О. В., и Кананчук, Л. А. (2020). Особенности развития инициативности у детей среднего дошкольного возраста в зависимости от стиля семейного воспитания. Общество: социология, психология, педагогика. 12(80), 172–175. https://doi.org/10.24158/spp.2020.12.32
24.
24. Минина, А. В. (2004). Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности у дошкольников. Дискуссия, 1(42). https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnost-sovremennyh-roditeley-v-vospitanii-samostoyatelnosti-u-doshkolnikov
25.
25. Хазова, А. Е. (2019). Готовность современных родителей к воспитанию самостоятельности у младших школьников. В: Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции (с. 397–399). Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет.
26.
26. Суворова, О. В. (2012). Семейная и образовательная среда как факторы развития субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород.
27.
27. Поливанова, К. Н., Островерх, О. С., и Струкова А. С. (2022). Представления педагогов о самостоятельности детей в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование, 3(111), 16–24. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24
28.
28. Донченко, М. Ю. (2023). Психологическая самостоятельность ребенка глазами родителей. В: Новое поколение: достижения и результаты молодых ученых в реализации научных исследований. Сборник научных трудов по результатам IV Международной научно-практической конференции (с. 16–20). Санкт-Петербург: Научный центр «LJournal». https://doi.org/10.18411/npdrmuvrni-05-2023-04
29.
29. Смирнова, Е. О. (2019). Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 2(34), 25–32. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0205
30.
30. Шур, С. Е., и Цукерман, Г. А. (2022). Детско-взрослое взаимодействие: направленность детской инициативы. Психологическая наука и образование, 27(1), 82–91. https://doi.org/10.17759/pse.2022270107
31.
31. Поливанова, К. Н., Островерх, О. С., и Струкова, А. С. (2022). Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте. Современное дошкольное образование, 3(111), 16–24. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24
32.
32. Эльконин, Д. Б. (2007). Детская психология. Москва: Академия. 384 с.
33.
33. Эльконин, Б. Д. (2022). Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций. Москва: Авторский клуб. 344 с.
34.
34. Островерх, О. С. (2022). Образовательное пространство учебной деятельности как условие субъектности ее участников. Психологическая наука и образование, 27(3), 16–27. https://doi.org/10.17759/pse.2022270302
35.
35. Цукерман, Г. А. (2006). Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития. Культурно-историческая психология, 4, 61–73.
36.
36. Melhuish, E. C. et al. (2008). Effects of the home learning environment and preschool center experience upon literacy and numeracy development in early primary school. Journal of Social Issues, 64(1), 95–114. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.2008.00550.x
37.
37. Bornstein, M. H., & Bradley, R. H. (2002). Socioeconomic Status, Parenting, and Child Development. New York: Routledge. 304 p. https://doi.org/10.4324/9781410607027
38.
38. Mues, A., Wirth, A., Birtwistle, E. & Niklas, F. (2022). Associations Between Children’s Numeracy Competencies, Mothers’ and Fathers’ Mathematical Beliefs,
and Numeracy Activities at Home. Front. Psychol., 14 Sec. Educational Psychology, 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.835433
39.
39. LeFevre, J.-A. et al. (2009). Home Numeracy Experiences and Children’s Math Performance in the Early School Years. Canadian Journal of Behavioural Science. Canadian Psychological Association, 41(2), 55–66. https://doi.org/10.1037/a0014532
40.
40. Hudson, J. L., Dodd, H. F., & Bovopoulos, N. (2011). Temperament, family environment and anxiety in preschool children. Journal of abnormal child psychology, 39(7), 939–951. https://doi.org/10.1007/s10802-011-9502-x
41.
41. Perlman, S. B., Lunkenheimer, E., Panlilio, C., & Pérez-Edgar, K. (2022). Parent-to-Child Anxiety Transmission Through Dyadic Social Dynamics: A Dynamic Developmental Model. Clin Child Fam Psychol Rev., 25(1), 130. https://doi.org/10.1007/s10567-022-00396-2