Авторы
- Садовникова Жанна Витальевна кандидат педагогических наук
Аннотация
В статье рассматривается ситуация социального развития современных подростков, анализируется угроза влияния на них деструктивных сообществ, приводятся различные модели манипулирования, оказывающие разрушительное воздействие на личность подростка. Автор раскрывает педагогический потенциал
личностно ориентированного подхода к воспитанию морально-волевой устойчивости и опыта противодействия деструктивным манипуляциям у подростков. В статье приведены способы создания личностно развивающих ситуаций, стимулирующих рефлексию собственного поведения, готовность к защите своей личностной свободы от навязывания деструктивных моделей поведения, раскрываются условия эффективности работы педагогов в данном направлении, приемы пробуждения у подростков собственной активности противостояния манипулятивным воздействиям. Особое внимание автор уделяет подготовке подростков к противодействию негативной информации, распространяемой через сеть Интернет.
Как ссылаться
Садовникова, Ж. В. (2024). РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ВЛИЯНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ СООБЩЕСТВ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 163. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.10
Список литературы
1.
1. Губин, В. Д., и Некрасова, В. М. (2000). Философская антропология. Москва: ПЕР СЭ; Санкт-Петербург: Университетская книга. 240 с.
2.
2. Ross, J., & Langone, M. (1988). Cults: What parents should know. Weston, MA: American Family Foundation. 130 p.
3.
3. Хломов, К. Д. (2016). Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков. Социальная психология и общество, 7(2), 109–125. https://doi.org/10.17759/sps.2016070208
4.
4. Веневская, И. А. (2017). О социальной ситуации развития современных подростков. В: Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению. Материалы конференции (с. 10–11). Москва: Московский психолого-педагогический университет.
5.
5. Банников, Г. С., Вихристюк, О. В., и Галынкер, И. (2020). Новый подход в диагностике суицидального поведения: обзор зарубежных источников. Консультативная психология и психотерапия, 28(1), 8–24. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280102
6.
6. Ремшмидт, Х. (1994). Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. Москва.
7.
7. Скородумов, А. А. (1997). Социально-психологические предпосылки вовлечения в религиозные секты. Вестн. психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы, 2, 57–65.
8.
8. Карпов, А. В., и Ломакин, В. (2010). Противодействие сектантским, радикально-религиозным деструктивным организациям и группировкам. Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 14, 48.
9.
9. Джиамбалво, К. (1995). Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ (пер. с англ.). Нижний Новгород.
10.
10. Витрук, Е. Е., и Коллегов, А. К. (2009). Педагогическое сознание как условие эффективности профессиональной деятельности учителя. Вестник ТГПУ, 11, 28.
11.
11. Савенков, А. И. (2023). Психология противодействия лжи и манипулированию. Учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт. 241 с.