Авторы
- Бойченко Иван Николаевич
Аннотация
Актуальность проблемы, выделенной автором в статье, заключается в необходимости понимания потенциала и ограничений использования адаптивных
технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании, особенно при изучении социально-гуманитарных дисциплин. В современном мире цифровизация образования становится все более значимой, и исследование возможностей этих технологий в обучении имеет важное значение для развития образовательной среды. В работе обращается внимание на то, что, хотя адаптивные модели виртуальной и дополненной реальности и могут предоставить учащимся индивидуализированный опыт и возможность проведения познавательных экспериментов, но существуют концептуальные и ценностные ограничения, которые могут препятствовать их эффективному использованию в образовании. В статье проводится анализ потенциальной возможности технологий виртуальной и дополненной реальности в ближайшем будущем реализовывать в процессе обучения адаптивные модели, позволяющие учащимся настраивать какие-либо объекты и процессы, а также манипулировать ими для получения индивидуального опыта и реализации познавательных экспериментов. В контексте применения подобных технологий для изучения социально-гуманитарных дисциплин автор считает, что существуют
концептуальные и ценностные ограничения, которые исключают такую возможность. Ведущими методами исследования стали анализ научной литературы, теоретическое моделирование и экстраполяция опыта. Проведен анализ актуальной научной литературы, посвященный внедрению технологий виртуальной и дополненной реальности в современный образовательный процесс. На основе изученной научной литературы и примеров реального использования технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении автор провел теоретическое моделирование возможностей данных технологий в будущем.
В работе также сделана попытка экстраполировать имеющийся опыт и представления о возможностях виртуальной и дополненной реальности на различные научные дисциплины, где они могут быть применены. Например, рассматриваются конкретные примеры использования виртуальной реальности в изучении биологии и химии. Изучение данной проблемы поможет определить перспективы и вызовы, связанные с внедрением адаптивных технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательный процесс, что является важным шагом в современной образовательной практике.
Как ссылаться
Бойченко, И. Н. (2024). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (3), 32. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.3.02
Список литературы
1.
1. Кожабаева, Л. Ж. (2021). Дидактический потенциал технологий виртуальной реальности. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 15(3), 151–158.
2.
2. Mehmet, K. (2012). Augmented Reality in Education: Current Technologies and the Potential for Education. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 47(810), 297–302.
3.
3. Мухамадиева, К. Б. (2021). Дополненная и виртуальная реальность в образовании. Образование и проблемы развития общества, 1(14), 68–75.
4.
4. Zhang, Z., Mateu, L., & Fort, J. (2023). Apple Vision Pro: a new horizon in psychological research and therapy. Frontiers in Psychology, 14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1280213
5.
5. Климович, Р. Р., Шкваркова, Ю. О., и Чернова, С. В. (2019). Внедрение технологии виртуальной реальности в образование. Скиф, 8(36), 30–33.
6.
6. Подзорова, М. И., Птицына, И. В., и Бахтиярова, О. Н. (2021). Виртуальная реальность в образовательном процессе современного вуза. Modern European Researches, 1(3), 109–118.
7.
7. Коробкова, С. Н. (2014). Образование: от реализма к виртуальной реальности. Вестник евразийской науки, 3(22).
8.
8. Голохваст, К. С., Докучаев, И. И., Сергиевич, А. А., Смирнов, А. С., Тумялис, А. В., и Хороших, П. П. (2019). Виртуальная реальность как компонент виртуальной среды обучения. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 191.
9.
9. Луценко, Н. А., и Бортенко, К. В. (2019). Виртуальная реальность как средство и технология обучения. Теория и практика современной науки, 6(48), 287–289.
10.
10. Васичкина, О. Н. (2022). Виртуальная реальность в преподавании: проблемы и их решение. Международный научно-исследовательский журнал, 4(118). https://doi.org/10.18522/2070-1403-2023-96-1-153-158
11.
11. Friena, L., & Ott, M. A. (2015). Literature Review on Immersive Virtual Reality in Education: State Of The Art and Perspectives. eLearning and Software for Education (eLSE), 1, 133–141.
12.
12. Сухорукова, А. А., и Нафикова, А. Р. (2022). Влияние технологий виртуальной и дополненной реальности на современное школьное образование. Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, 1-4(62), 89–92.
13.
13. Шитова, И. Ю. (2023). Перспективы технологий виртуальной реальности в гуманитарном образовании. Современное педагогическое образование, 4, 41–45.
14.
14. Макгуинн, И. В. (2022). Применение дополненной и виртуальной реальности в образовании. CCS&ES, 2, 126–131.
15.
15. Якименко, К. Н. (2017). Виртуальная реальность. Киберпсихология. https://cyberpsy.ru/articles/yakimenko-virtual-reality/
16.
16. Жуков, И. А. (2017). Интеграция технологий виртуальной реальности и виртуальных учебных стендов. Наука и образование сегодня, 1(12), 20–22.
17.
17. Курзаева, Л. В., Масленникова, О. Е., Белобородов, Е. И., и Копылова, Н. А. (2017). К вопросу о применении технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании. Современные проблемы науки и образования, 6, 1–8.
18.
18. Селиванов, В. В., и Селиванова, Л. Н. (2014). Виртуальная реальность как метод и средство обучения. ОТО, 3(17), 378–391.
19.
19. Cheng, A., Lei, Y. & Andersen, E. (2017). Teaching Language and Culture with a Virtual Reality Game. In: CHI ‘17. Proceedings of the 2017 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (pp. 541–549). https://doi.org/10.1145/3025453.3025857
20.
20. Johnson-Glenberg, M. C. (2018). Immersive VR and Education: Embodied Design Principles That Include Gesture and Hand Controls. Frontiers in Robotics and AI, 5. https://doi.org/10.3389/frobt.2018.00081
21.
21. Голубев, А. П., и Ульшина, Е. В. (2023). Использование виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе: преимущества
и перспективы. Аспект, 7, 1–5. https://na-journal.ru/7-2023-pedagogika/5989-ispolzovanie-virtualnoj-i-dopolnennojrealnosti-v-obrazovatelnom-processe-preimushchestva-i-perspektivy
22.
22. Роберт, И. В. (2020). Перспективы использования иммерсивных образовательных технологий. Педагогическая информатика, 3, 141–159.
23.
23. Суханов, А. Ю., и Лысков, И. А. (2023). Технологии виртуальной реальности в тренажерах и симуляторах. СПбГПУ, 1–2. https://elib.spbstu.ru/dl/008813.pdf/download/008813.pdf
24.
24. Иоселиани, А. Д. (2021). Виртуальная реальность и инновационная среда образования. Манускрипт, 14(1), 122–125. https://doi.org/10.30853/mns200608
25.
25. Полевода, И. И., Иваницкий, А. Г., Миканович, А. С., Пастухов, С. М., Грачулин, А. В., Рябцев, В. Н., Навороцкий, О. Д., Лихоманов, А. О., Винярский, Г. В., и Гусаров, И. С. (2022). Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе. Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 6(1), 119–140.
26.
26. Мнацаканян, В. В., Малофеев, В. А., и Чеботарева, Е. Р. (2023). Использование лаборатории виртуальной реальности в учебном процессе. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования», 3(65), 124–129.
27.
27. Тимижева, О. З., и Дадашев, А. А. (2017). Специфика социально-гуманитарных наук. Экономика и социум, 11(42), 824–827.