Главная Выпуски 19 (1)

МЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ

Педагогика и образование , УДК: 373.1 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-76-114

Авторы

  • Реморенко Игорь Михайлович доктор педагогических наук, доцент
  • Салунова Олеся Александровна

Аннотация

Изучение вопросов образовательной политики актуально для целого ряда университетских курсов и дисциплин. Это касается как подготовки управленцев и аналитиков для системы образования, так и социологов, культурологов, философов, специалистов по общественным отношениям и медиаграмотности. Однако традиционный дидактический материал для изучения в виде докладов, стенограмм заседаний, нормативных актов, аналитических обзоров и других официальных документов не вполне достаточен для раскрытия и понимания всего поля дискуссий в системе образования. Он не затрагивает неформальные обсуждения вопросов образовательной политики, публикуемые в социальных сетях, блогах и других электронных ресурсах. А зачастую именно этот материал позволяет раскрыть разнообразие и противоречивость отношений к различным приоритетам образовательной политики и их динамике. В качестве альтернативного учебного материала могут рассматриваться интернет-мемы. Авторы статьи собрали и представили свою собственную классификацию мемов об образовании и образовательных реформах с примерами из наблюдений за последние 15 лет. Данная классификация отражает некоторые базовые противоречия образовательной политики, среди которых перегруженность содержания образования, его сложность и одновременно сетования на упрощение и деградацию образовательных результатов. Заметно недовольство возрастающим внешним административным давлением на образовательные организации и преподавателей и наряду с этим — тревога по поводу замкнутости и оторванности образовательного сообщества от общественных проблем. Общество недовольно качеством работы учителей, но в то же время понимает и проявляет сочувствие к их сложному труду. Анализ этих и других противоречий авторы статьи осуществляют в игровой форме со студентами на курсах по образовательной политике. При проведении таких занятий выявлено важное изменение по сравнению с занятиями, в которых в качестве учебного материала используются только традиционные дидактические материалы. Студенты, опираясь на классификацию мемов, в большей степени обращают внимание не только на отраслевые, но и на общественные интересы в области образовательной политики. Однако интерес студентов к мнению детей-школьников по-прежнему невелик. Это дает основание для построения дальнейших исследований в этой области, привнося разнообразие в дидактический материал и методы обучения.

Как ссылаться

Реморенко, И. М. & Салунова, О. А. (2025). МЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 76. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-76-114
Список литературы
1. 1. Загоруйко, А. О., и Ефремова, М. А. (2019). Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства. Вопросы методики преподавания в вузе, 28, 12–21.
2. 2. Polishchuk, O., Vitiuk, I., Kovtun, N., & Fed, V. (2020). Wisdom, Memes as the Phenomenon of Modern Digital Culture. https://doi.org/10.24234/wisdom.v15i2.361
3. 3. Dongqiang, X., De Serio, L., Malakhov, A., & Matys, O. (2020). Memes and education: opportunities, approaches and perspectives. Geopolitical, Social Security and Freedom Journal, 3(2). https://doi.org/10.2478/gssfj-2020-0009
4. 4. Горбатов, Д. С. (2020). Социальные манипуляции в интернет-мемах: проблемы идентификации. Ученые записки СПбГИПСР, 2(34), 14–22.
5. 5. Канашина, С. В. (2016). Интернет-мем как новый вид полимодального дискурса в интернет-коммуникации. Автореферат диссертации... канд. филол. наук. Москва. 25 с.
6. 6. Ятаева, Е. В., и Кокшарова, А. И. (2021). Дидактический потенциал интернет-мемов как средства развития грамматической компетенции (на материале обучения студентов языковых вузов). Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 4(33), 182–186. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-33-182-186
7. 7. Чатфилд, Т. (2023). Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. Москва: Альпина Паблишер. 328 с.
8. 8. Rasi, P., Vuojärvi, H., & Ruokamo, H. (2019). Media Literacy Education for All Ages. University of Lapland, Finland. https://digitalcommons.uri.edu/cgi/viewcontent.cgi?article= 1442&context=jmle
9. 9. Miltner, K. M. (2018). Internet memes. In: Burgess, J., Poell, T., & Marwick, A. (Eds.). The SAGE Handbook of Social Media (pp. 412–428). New York: Sage.
10. 10. Докинз, Р. (2024). Эгоистичный ген. Москва: АСТ. 512 с.
11. 11. Олешкова, А. М. (2017). Интернет-мем как способ воспроизводства культуры. Общество: философия, история, культура, 8, 164–166.
12. 12. Бурнашева, М. П., Маленко, С. А., и Некита, А. Г. (2023). Интернет-мем как отражение реальности современного человека в культурном и информационном пространстве (с. 56–66). Петрозаводск: Новая наука.
13. 13. Кэмпа-Фигура, Д. (2019). Интернет-мем как новый медиажанр. Постановка вопроса. Медиалингвистика, 6(1). 103–121. https://doi.org/10.21638/spbu22.2019.108
14. 14. Fauconnier, G., & Turner, М. (2002). The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. New York.
15. 15. Великолуг, Л. В. (2020). Лингвокультурологический анализ прецедентных феноменов как способ формирования межкультурной коммуникации. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки, 7(836), 231–241.
16. 16. Gumkowska, A. (2015). Mem — nowa forma gatunkowo-komunikacyjna w sieci. Teksty Drugie. Warsaw. 3 s.
17. 17. Канашина, С. В. (2018). Интренет-мем как современный медиадискурс. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 8(131), 125–129.
18. 18. Cannizzaro, S. (2016). Internet Memes as Internet signs: A Semiotic View of Digitalculture. Sign Systems Studies, 44(4), 562–586. https://doi.org/10.12697/SSS.2016.44.4.05
19. 19. Канашина, С. В. (2017). Что такое интернет-мем? Научные ведомости Белгородского государственного университета, 28(277), 84–90.
20. 20. Рашкофф, Д. (2003). Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. Москва: Ультра. Культура. 368 с.
21. 21. Шомова, С. А. (2019). Мемы как они есть. Москва: Аспект Пресс. 136 с.
22. 22. Канашина, С. В. (2019). Интертекстуальность как текстовая категория в интернет-мемах. Известия ВГПУ. Филологические науки, 7(140), 133–138.
23. 23. Laineste, L., & Voolaid, P. (2016). Laughing across borders: Intertextuality of internet memes. European Journal of Humour Research, 4(4), 26–49.
24. 24. Dancygier, B., & Vandelanotte, L. (2017). Internet memes as multimodal constructions. Cognitive Linguistics, 28(3), 565–598.
25. 25. Шаталов, В. Ф. (1979). Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка. Предисл. В. В. Давыдова. Москва: Педагогика. 45 с.
26. 26. Ortiz, J., Corrada, M., Lopez, E., & Dones, V. (2021). Analysis of the use of memes as an exponent of collective coping during COVID-19 in Puerto Rico. Media International Australia, 178(1), 168–181. https://doi.org/10.1177/1329878X2096637
27. 27. Tidy, H., Bolton-King, R., Croxton, R., Mullen, C., Nichols-Drew, L., Carlysle-Davies, F., Moran, K., & Irving-Walton, J. (2024). Enhancing the student learning experience through memes. Science & Justice, 64, 280–288. https://doi.org/10.1016/j.scijus.2024.03.004
28. 28. Кирпа, А., Степаненко, О., Зинченко, В., Удовиченко, Г., и Дмитрук, Л. (2022). Интеграция интернет-мемов при преподавании филологических дисциплин в высших учебных заведениях. Adv. Educ, 20, 45–52. https://doi.org/10.20535/2410-8286.235947
29. 29. Boyle, C. (2022). How do you meme?: using memes for information literacy instruction. Ref. Libr., 63(3), 82–101. https://doi.org/10.1080/02763877.2022.2084210
30. 30. Romero, E. D., & Bobkina, J. (2021). Exploring critical and visual literacy needs in digital learning environments: the use of memes in the EFL/ESL university classroom, Think. Skills Creat, 40, 100783, https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100783
31. 31. Реморенко, И. М. (2019). Государственно-общественное регулирование образования: инновации и тенденции развития. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 13.00.01. Москва. 515 с.
32. 32. Вачкова, С. Н. (2014). Управление развитием уклада школы в информационно-коммуникационной среде. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 13.00.01. Москва. 356 с.
33. 33. Блинова, О. А., Горбунова, Ю. А. (2020). Философские мемы в контексте цифровизации образования. Образовательные ресурсы и технологии, 1(30), 29–36.
34. 34. Shaffer, M. J. (2019). The availability heuristic and inference to the best explanation. Logos & Episteme, 10(4), 409–432.