Главная Выпуски 19 (2)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Теория и практика профессионального образования , УДК: 378.14 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-2-161-180

Авторы

  • Дуров Виктор Иванович кандидат исторических наук

Аннотация

Начавшийся новый этап реформирования высшего образования в России закономерно ставит вопрос о системах оценивания, о зависимости их от специфики подготовки специалистов. Целью исследования является изучение особенностей применения балльно-рейтинговой системы в системе высшего военного образования и возможности ее внедрения. Статья опирается на эмпирические данные, полученные в ходе педагогического эксперимента по дисциплине «Военная история» (2012–2020 гг.). Использовался метод анкетирования, который позволил изучить отношение обучающихся к анализируемой системе оценивания. Выборка исследования включала 287 курсантов. Полученные ответы на открытые вопросы изучались с помощью частотного анализа и контент-анализа. Эксперимент выявил некоторые особенности использования изучаемой системы оценивания в военном вузе. Анализ анкетирования показал перспективность использования в учебном процессе таких форм отчетности, как защита тематических статей и написание эссе, а также преобладание отрицательного отношения курсантов к балльно-рейтинговой системе. В статье дан анализ выявленных в ходе эксперимента недостатков и пути их преодоления. Автор статьи показывает целесообразность использования балльно-рейтинговой системы оценивания при введении ее в рамках всего вуза, автоматизации учета, строгого следования ее принципам.

Как ссылаться

Дуров, В. И. (2025). ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (2), 161. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-2-161-180
Список литературы
1. 1. Ismatova, Sha. M. (2021). Point-Rating System as an Effective Way to Assess Students Knowledge in Credit Module System. Journal NX – A Multidisciplinary Peer Reviewed Journal, 15–23. https://repo.journalnx.com/index.php/nx/article/view/506
2. 2. Cain, J., Medina, M., Romanelli, F., & Persky, A. (2022). Deficiencies of Traditional Grading Systems and Recommendations for the Future. American journal of pharmaceutical education, 86(7), 8850. https://doi.org/10.5688/ajpe8850
3. 3. Lipnevich, A. A., Guskey, T. R., Murano, D. M., & Smith, J. K. (2020). What do grades mean? Variation in grading criteria in American college and university courses. Assessment in Education: Principles, Policy & Practice, 27(5), 580–600. https://doi.org/10.1080/0969594X.2020.1799190
4. 4. Terada, Y. (2023). Why the 100-Point Grading Scale Is a Stacked Deck. Edutopai. https://www.edutopia.org/article/why-the-100-point-grading-scale-is-a-stacked-deck/
5. 5. Guskey, T. R., & Brookhart, S. M. (2019). What We Know About Grading: What Works, What Doesn’t, and What’s Next. Alexandria, ASCD.
6. 6. Guskey, T. R. (2020). Get Set, Go!: Creating Successful Grading and Reporting Systems. Bloomington: Solution Tree Press.
7. 7. Schneider, J., & Ethan, L. H. Off the Mark: How Grades, Ratings, and Ran­ kings Undermine Learning (but Don’t Have To). Harvard University Press, 2023. 296 р. https://doi.org/10.2307/jj.4418225.
8. 8. Maki, P. L. (2011). Assessing for Learning: Building a Sustainable Commitment Across the Institution (2nd ed.). New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003443056
9. 9. Irons, A., & Elkington, S. (2022). Enhancing Learning through Formative Assess­ ment and Feedback (2nd ed.). Routledge. 248 р. https://doi.org/10.4324/9781138610514
10. 10. Kuepper-Tetzel, C. E., & Gardner, P. L. (2021). Effects of Temporary Mark With-holding on Academic Performance. Psychology Learning & Teaching, 20(3), 405–419. https://doi.org/10.1177/1475725721999958
11. 11. Сазонов, Б. А. (2012). Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса. Высшее образование в России, 6, 28–40. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17803238_18489358.pdf
12. 12. Подпорин, И. В. (2018). Балльно-рейтинговая система оценки качества знаний курсантов вузов МВД как предиктор повышения их мотивации к самообразовательной деятельности. Проблемы современного педагогического образования, 60(4), 333–337. https://elibrary.ru/download/elibrary_35689098_47167794.pdf
13. 13. Маклачков, Е. А., и Шиленин, Д. А. (2022). Влияние балльно-рейтингового контроля на развитие качеств имиджа будущего офицера. Педагогическое образование в России, 3, 93–102. https://pedobrazovanie.ru/images/3-2022/11.pdf
14. 14. Пивень, В. А., Шипалов, В. И., и Масляева, Г. Н. (2021). Балльно-рейтинговая система. Оценка учебной деятельности по физике курсантов авиационного училища. Вестник военного образования, 3(30), 52–56. https://elibrary.ru/download/elibrary_46149354_26660439.pdf
15. 15. Изосимов, Д. В., и Потапова, М. В. (2021). Современные средства проверки и оценивания сформированных у курсантов профессиональных умений в диагностико-стимулирующей среде военного вуза. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 13(1), 6–17. https://doi.org/10.14529/ped210101 16. Меньк, А. Р., и Коляженков, А. Н. (2016). Балльно-рейтинговая оценка военно-тех-
16. 16. Меньк, А. Р., и Коляженков, А. Н. (2016). Балльно-рейтинговая оценка военно-технических компетенций студентов военного обучения. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образова­ние. Педагогические науки», 8(3), 100–111. http://dx.doi.org/10.14529/ped160313
17. 17. Шапошников, Б. М. (1974). Воспоминания. Военно­научные труды. Москва: Воениздат.
18. 18. Дуров, В. И. (2017, 20–21 апреля 2016). Методика балльно-рейтинговой системы как фактор повышения мотивации курсантов военных вузов к обучению (на примере дисциплины «Военная история». В кн.: Актуальные проблемы изучения и преподавания всеобщей истории в школе и вузе. Материалы Международной научно-практической конференции (с. 134–137). Рязань: РГУ им. С. А. Есенина. https://op.vlsu.ru/fileadmin/Programmy/Bacalavr_academ/44.03.05/Istoriy_In_lang-Angl/Metod_doc/Konf_Riazan_2016.pdf
19. 19. Дуров, В. И., и Басов, А. В. (2023). Интеллект-карта как инструмент систематизации и контроля знаний обучающихся. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 17(4), 10–27. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.01
20. 20. Домаренко, Е. В., и Домбровская, А. Ю. (2013). Реализация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в российских вузах: состояние, проблемы, перспективы. Концепт, 11. http://e-koncept.ru/2013/13225.htm
21. 21. Мальцева, Н. Н., и Пеньков, В. Е. (2021). Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки. Высшее образование в России, 30(4), 139–145. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-139-145
Скачать файл .pdf 606.79 кб