Авторы
- Желтухина Марина Ростиславовна доктор филологических наук, профессор
- Никитин Олег Денисович кандидат педагогических наук
- Кидинов Алексей Васильевич доктор психологических наук, доцент
Аннотация
В статье представлены результаты качественного исследования определения особенностей политической атрибуции российского гражданина и содержательных компонентов положительного образа России. Авторами статьи изучены политические атрибуции российского гражданина в исторической ретроспективе развития государственной власти (при смене политических парадигм). Доказана гипотеза о том, что особенности политической атрибуции личности определяют формирование положительного образа своей страны. В ходе исследования установлено, что образ современной России в сознании поколений X, Y и Z различий не имеет и отличается
положительными характеристиками как по знаковой системе, так и по факторам деятельности. Образ постсоветского государства у поколений X и Y по образной семантике, прагматике и синтактике имеет ярко выраженный негативный характер, тогда как
поколение Z, напротив, демонстрирует положительное восприятие советской власти и положительный образ государства того времени. Образ советского государства также имеет различия в представлении поколений: X и Y — положительный образ; поколение Z — отрицательный образ. Стоит также отметить, что образ современной России и образ советского государства в представлениях поколений практически идентичны.
Как ссылаться
Желтухина, М. Р., Никитин, О. Д. & Кидинов, А. В. (2025). ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АТРИБУЦИИ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНИНА И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА СВОЕЙ СТРАНЫ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (2), 220. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-2-220-234
Список литературы
1.
1. Шестопал, Е. Б., Скипин, Н. С., Лазарев, А. А., Посохова, Д. Д., и Коноплев, А. Ю. (2022). Трансформация образа своей страны под влиянием политического контекста. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 1,
7–28.
2.
2. Селезнева А. В., и Смулькина Н. В. (2020). Политико-психологические особенности восприятия славянских стран российскими гражданами. Журнал фронтирных исследований, 4, 209–236.
3.
3. Шестопал, Е. Б. (2021). «Они и мы»: восприятие своей и других стран российскими гражданами. Общественные науки и современность, 2, 90–102.
4.
4. Котляков, С. А., и Пузиков, В. Г. (2023). Формирование образа современного российского государства: политическая теория и практика. Научный лидер, 41(139). https://scilead.ru/article/5107-formirovanie-obraza-sovremennogo-rossijskogo-
5.
5. Харусь, О. А. (Ред.) (2023). Интеграционный и дезинтеграционный потенциал идентичности в истории и современности. Монография. Томск: Издательство Томского университета.
6.
6. Adejumo, D., Wynn, M. & Vale, V. (2024). The Role of Digitalisation in Shaping a Country’s Image. European Conference on Cyber Warfare and Security, 23, 1–9. https://doi.org/10.34190/eccws.23.1.2404
7.
7. Ma, L., Bian, Xu., & Song, Z. (2024). Cognitive as opposed to affective country image: the moderating effect of cognition-affect intravalence nature. Journal of Product & Brand Management, 33, 968–985. https://doi.org/10.1108/JPBM-01-2024-4929
8.
8. Monteiro, T., Maganin, H., Fantin, S., Gomez, E., & Otero, M. (2024). Analysis of countries’ image from the perspective of their consumers: the impact of political, economic, and techno-socio-cultural desire. Innovative economics and management, 11, 38–60. https://doi.org/10.46361/2449-2604.11.2.2024.38-60
9.
9. Guan, Sh. & Sun, Yu. (2023). Multimodal metaphor and metonymy in political cartoons as a means of country image construction. Russian Journal of Linguistics, 27, 444–467. https://doi.org/10.22363/2687-0088-31664
10.
10. Желтухина, М. Р., Парамонова Д. В., и Бусыгина М. В. (2023). Человек и его дискурс – 7: медиаобраз – гражданин – государство – культура. Москва – Волгоград: ПринТерра-Дизайн.
11.
11. Филимонов, Г. Ю. (2010). Стратегия национальной культурной безопасности и «Мягкая сила» современной России. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 3, 61–72.
12.
12. Расторгуев, С. В., и Титов, В. В. (2024). Кризис российской национально-государственной идентичности в конце ХХ — начале XXI в.: факторы, специфика, репрезентации. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 26(2), 277–291. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2024-26-2-277-291
13.
13. Андреев, А. Л. (2007). Образ России в сознании россиян: международные аспекты. Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены, 4, 40–52.
14.
14. Бызов, Л. Г. (2019). Ценностная эволюция «путинского консенсуса» в первый год последнего президентского срока. Общественные науки и современность, 4, 42–56. https://doi.org/10.31857/S086904990005815-8
15.
15. Евгеньева, Т. В., и Титов, В. В. (2010). Формирование национально-государственной идентичности российской молодежи. Полис. Политические исследования, 4, 122–134.
16.
16. Евгеньева, Т. В., и Селезнева, А. В. (2013). Политические представления в контексте исторической памяти: обращение к прошлому в ситуации кризиса идентичности. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки,
3(1), 158–167.
17.
17. Комаровский, В. С. (2015). Формирование национально-государственной идентич ности в России: вызовы и риски. Власть, 3, 20–27.
18.
18. Титов, В. В. (2016). Трансформация «политики идентичности» в постсоветской России (1992–2015). Вестник Забайкальского государственного университета, 10(22), 73–82. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2016-22-10-73-82
19.
19. Шестопал, Е. Б. (2018). Проект длиною в четверть века. Исследование образов власти и лидеров в постсоветской России (1993–2018). Полис. Политические исследования, 1, 9–20. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.01.02
20.
20. Repina, E. A., Zheltukhina, M. R., Kovaleva, N. A., Popova, T. G., & Garcia Caselles, C. (2018). International media image of Russia: trends and patterns of perception. XLinguae, 11(2), 557–585. https://doi.org/10.18355/XL.2018.11.02.45
21.
21. Boeva-Omelechko, N. B., Posternyak, K. P., Zheltukhina, M. R., Ponomarenko, E. B., Talybina, E. V., Kalliopin, A. K., & Ovsyannikova, M. N. (2019). Two Images of Russia in the British Political Mass Media Discourse of 1991–1993 and 2013–2019:
Pragmastylistic Aspect. Online Journal of Communication and Media Technologies, 9(4), 201926. https://doi.org/10.29333/ojcmt/5952
22.
22. Парамонова, Д. В., и Желтухина, М. Р. (2021). Медиатрансляция образа России в дихотомии «власть – оппозиция» в американских, британских и испанских СМИ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 4, 147–162.
https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-4-147-162
23.
23. Селезнев, П. С., и Челнокова, М. Л. (2021). Несистемная оппозиция в России: особенности формирования и стратегии политической активности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 11(1), 14–19. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-1-14-19
24.
24. Туркулец, С. Е., Туркулец, А. В., и Листопадова, Е. В. (2021). Влияние представлений о социальных угрозах и рисках на конструирование образа будущего России (опыт регионального исследования). Социодинамика, 1, 16–31. https://doi.
org/10.25136/2409-7144.2021.1.34843
25.
25. Фомин, И. В. (2018). Образ государства: семиотическая модель. МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин, 8. https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-gosudarstva-semioticheskaya-model