Авторы
- Королева Елизавета Александровна
- Орлова Ольга Святославна доктор педагогических наук
- Ларина Ольга Данииловна
Аннотация
В статье представлено исследование по выявлению реабилитационного потенциала у лиц старшего возраста с афазией. Его актуальность обусловлена
ростом продолжительности жизни во всем мире и распространенностью постинсультных неврологических проблем, в том числе нарушений речи и коммуникации у лиц старшей возрастной группы. Традиционные методы диагностики речи охватывают не все сферы коммуникации: недостаточно представлено исследование разговорной речи, социального окружения и использование цифровых технологий в процессе общения. В статье раскрываются понятия «реабилитационный потенциал», «социально-коммуникативный потенциал», «фатическая функция» с точки зрения логопедии. Цель исследования — разработка диагностической программы для определения реабилитационного потенциала пациентов старшего возраста с афазией. В исследовании используются методы теоретического анализа литературы, логопедическое обследование, анкетирование, беседа, наблюдение, интерпретация полученных данных, метод ранжирования. В результате разработана оптимальная программа обследования пациентов старшего возраста с афазией, охватывающая исследование речевых функций, социально-коммуникативных возможностей и перспектив применения цифровых технологий в процессе реабилитации. Описана Модифицированная интенсифицированная методика количественной оценки речи (МИМКОР), позволяющая соотносить результаты исследования речи со шкалами Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Было обследовано 1 943 человека, из них включены в исследование 319 пациентов старше 65 лет с афазией. Для изучения реабилитационного потенциала были определены и ранжированы нозологические, личностно-мотивационные, социальные критерии. Новизна и практическая значимость исследования заключается в возможности использования МИМКОР и протокола «Исследование разговорной речи пациентов с афазией» в сочетании со шкалами МКФ для определения реабилитационного потенциала и формирования индивидуальной программы медицинской реабилитации с применением цифровых технологий.
Как ссылаться
Королева, Е. А., Орлова, О. С. & Ларина, О. Д. (2025). АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ЛИЦ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПРИ АФАЗИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (3), 138. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-3-138-160
Список литературы
1.
1. Стаховская, Л. В., Клочихина, О. А., Богатырева, М. Д., и Коваленко, В. В. (2013). Эпидемиология инсульта в России по результатам территориально-популяционного регистра (2009–2010). Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 113(5), 4–10. https://www.mediasphera.ru/issues/zhurnal-nevrologii-i-psikhiatrii-im-s-s-korsakova/2013/5/031997-7298201351
2.
2. Пизова, Н. В. (2023). Ишемический инсульт и возраст. Поликлиника, 3(2), 49–52. https://poliklin.ru/imagearticle/2023-3-2%20Revma/Poliklinika_3(2)_Nevro_2023_page_49-52.pdf
3.
3. Кадыков, А. С. (2017). Реабилитация после инсульта. Москва: Медицинское информационное агентство. 240 c. https://elibrary.ru/item.asp?id=35144937
4.
4. Kaчоровска-Брей, К., Милевски, С. (2017). Социолингвистические аспекты общения с пожилыми людьми. Системная психология и социология, 4(24), 65–75.
5.
5. Оппель, В. В. (1963). Восстановление речи при афазии. Ленинград. 108 с. https://pedlib.ru/Books/3/0350/3_0350-1.shtml
6.
6. Бейн, Э. С. (1964). Афазия и пути ее преодоления. Ленинград: Медицина. 235 с. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005962963/
7.
7. Белкин, А. А., Белкина, Ю. Б., Прудникова, С. С. и др. (2021). Медицинский логопед в мультидисциплинарной реабилитационной команде. Практический опыт Клиники Института Мозга. Consilium Medicum, 2, 136–143. https://doi.org/10.26442/20751753.2021.2.200644
8.
8. Doedens, W., Bose, A., Lambert, L., & Meteyard, L. (2021). Face-to-Face Communication in Aphasia: The Influence of Conversation Partner Familiarity on a Collaborative Communication Task. Frontiers in Communication, 6. https://doi.org/10.3389/fcomm.2021.574051
9.
9. Орлова, О. С., и Эстрова, П. А. (2018). Инновационные технологии в комплексной реабилитации лиц с нарушениями голоса и речи. В Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19–21 апреля 2018 года (с. 126–130). Под ред. Е. Г. Речицкой, В. В. Линькова. Москва: Московский педагогический государственный университет. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35610598
10.
10. Иванова, Г. Е. (2020). Медицинская реабилитация: задачи и пути решения. Клиническое питание и метаболизм, 1(1), 8–9. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46322966
11.
11. Todhunter-Brown, A., Sellers, C. E., Baer, G. D., Choo, P. L., Cowie, J., Cheyne, J. D., Langhorne, P., Brown, J., Morris, J., & Campbell, P. (2025). Physical rehabilitation approaches for the recovery of function and mobility following stroke. The Cochrane database of systematic reviews, 2(2), CD001920. https://doi.org/10.1002/14651858.CD001920.pub4
12.
12. Шкловский, В. М. (2015). Нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы. Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова, 115(3-2), 75–81. https://doi.org/10.17116/jnevro20151153275-81
13.
13. Светличный, Е. Г., и Везетиу, Е. В. (2023). Влияние социального окружения на образовательные успехи и планы современных подростков. Мир науки, культуры, образования, 2(99), 309–311. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-299-309-311
14.
14. De Main, A. S., & Xie, B. (2020). Social Environment and Mental and Behavioral Health Outcomes in Older Adults: A Critical Review. Innov Aging, 4(1), 467. https://doi.org/10.1093/geroni/igaa057.1512
15.
15. Смолянская, Е. И. (2022). Взаимосвязь социальной активности и навыков общения у людей пожилого возраста. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 11(4А). 318–327. https://doi.org/10.34670/AR.2022.23.66.040
16.
16. Ларина, О. Д. (2019). Интерактивные средства стимуляции социально-коммуникативного потенциала больных с афазией. Специальное образование, 3, 65–79. https://doi.org/10.26170/sp19-03-05
17.
17. Пушина, Н. И. (2024). Фатика и ее особенности в современном коммуникационном пространстве. Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология », 34(6), 1269–1276. https://doi.org/10.35634/2412-9534-2024-34-6-1269-1276
18.
18. Матвеева, Т. В., Шалина, И. В., Вепрева, И. Т. и др. (2021). Ценностное содержание разговорного диалога. Монография. Отв. ред. Т. В. Матвеева, И. В. Шалина. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 228 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47108668
19.
19. Zuckerman, Ch. (2020). Phatic, the: Communication and Communion (pp. 1–5). https://doi.org/10.1002/9781118786093.iela0311
20.
20. Poirier, S.-È., Voyer, L.-A., Poulin, V., Lamontagne, M.-E., & Monetta, L. (2024). Communication Challenges for People with Chronic Aphasia: A Systematic Qualitative Review of Barriers and Facilitators in Local Services. Disabilities, 4(3), 616–631. https://doi.org/10.3390/disabilities4030038
21.
21. Hinckley, J., & Jayes, M. (2023). Person-centered care for people with aphasia: tools for shared decision-making. Frontiers in rehabilitation sciences, 4, 1236534. https://doi.org/10.3389/fresc.2023.1236534
22.
22. Azios, J. H., Archer, B., Simmons-Mackie, N., Raymer, A., Carragher, M., Shashikanth, Sh. et al. (2022). Conversation as an outcome of aphasia intervent. ASHA journals. https://doi.org/10.23641/asha.21514062.v1
23.
23. Keegan, L. C., Hoepner, J. K., Togher, L., Kennedy, M., Bogart, E., Brunner, M., et al. (2025). SoCIAL framework. ASHA journals. https://doi.org/10.23641/asha.28872272.v1
24.
24. Elbourn, E., MacWhinney, B., Fromm, D., Power, E., Steel, J., & Togher, L. (2023). TBIBank: An International Shared Database to Enhance Research, Teaching and Automated Language Analysis for Traumatic Brain Injury Populations. Arch Phys Med Rehabil, 104(5), 824–829. https://doi.org/10.1016/j.apmr.2022.12.192
25.
25. Kelly, H., Kearns, Á., & Bell, S. (2024). Innovative use of technology in aphasia. Advances in Communication and Swallowing, 27(1), 1–4. https://doi.org/10.3233/ACS-249000
26.
26. Ларина, О. Д., Орлова, О. С., и Дегтярева, М. В. (2021). Цифровая терапия — инновационное направление логопедической работы. Специальное образование, 3(63), 115–139. https://doi.org/10.26170/1999-6993_2021_03_09
27.
27. Arntz, A., Weber, F., Handgraaf, M., Lällä, K., Korniloff, K., Murtonen, K. P., Chichaeva, J., Kidritsch, A., Heller, M., Sakellari, E., Athanasopoulou, C., Lagiou, A.,
Tzonichaki, I., Salinas-Bueno, I., Martínez-Bueso, P., Velasco-Roldán, O., Schulz, R. J., & Grüneberg C. (2023). Technologies in Home-Based Digital Rehabilitation: Scoping Review. JMIR Rehabil Assist Technol, 27(10), e43615. https://doi.org/10.2196/43615
28.
28. Dermody, G., Whitehead, L., Wilson, G., & Glass, C. (2020). The Role of Virtual Reality in Improving Health Outcomes for Community-Dwelling Older Adults: Systematic Review. J Med Internet Res, 1, 22(6), e17331. https://doi.org/10.2196/17331
29.
29. Jamwal, R., Jarman, H. K., Roseingrave, E., Douglas, J., & Winkler, D. (2022). Smart home and communication technology for people with disability: a scoping review. Disabil Rehabil Assist Technol, 17(6), 624–644. https://doi.org/10.1080/17483107.2020.1818138
30.
30. Matamala-Gomez, M., Maisto, M., Montana, L., Mavrodiev, P. A., Baglio, F., Rossetto, F., Mantovani, F., Riva, G. & Realdon, O. (2020). The Role of Engagement in Teleneurorehabilitation: A Systematic Review. Front. Neurol, 11, 354. https://doi.org/10.3389/fneur.2020.00354
31.
31. Hocking, J., Oster, C., & Maeder, A. (2021). Use of conversational agents in rehabilitation following brain injury, disease, or stroke: a scoping review protocol. JBI Evid Synth, 19(6), 1369–1381. https://doi.org/10.11124/JBIES-20-00225.
32.
32. Busnatu, Ș. S., Niculescu A. G., Bolocan A., Andronic O., Pantea Stoian A. M., Scafa-Udriște A., Stănescu A. M., Păduraru D. N., Nicolescu M. I., Grumezescu A. M., & Jinga V. (2022). A Review of Digital Health and Biotelemetry: Modern Approaches towards Personalized Medicine and Remote Health Assessment. J Pers Med, 12(10), 1656. https://doi.org/10.3390/jpm12101656
33.
33. Лурия, А. Р. (2024). Высшие корковые функции человека. (Серия «Мастера психологии»). Санкт-Петербург: Питер. 768 с. https://www.piter.com/collection/all/product/vysshie-korkovye-funktsii-cheloveka
34.
34. Цветкова, Л. С., Ахутина, Т. В., и Пылаева Н. М. (1981). Методика оценки речи при афазии. Учебное пособие к спецпрактикуму для студентов психологического факультета. Москва: Изд-во МГУ. 167 с. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_001074776/
35.
35. Anastasios, M. G., & Kambanaros, M. (2023). Therapies and Challenges in the Post-Stroke Aphasia Rehabilitation Arena: Current and Future Prospects. Medicina (Kaunas), 59(9), 1674. https://doi.org/ 10.3390/medicina59091674
36.
36. Орлова, О. С., Эстрова, П. А., и Калмыкова, А. С. (2015). Нейропластичность — инновационное направление в логопедии. В Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Научные труды участников IV Международной научно-практической конференции, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева (с. 33–39). https://elibrary.ru/item.asp?id=24764110
37.
37. Babaei, Z., & Yadegari, F. (2024). Tools for Assessing Quality of Life in People with Stroke-Induced Aphasia: A Literature Review. Folia Phoniatr Logop, 77(3), 300–318. https://doi.org/10.1159/000541400
38.
38. Panuccio, F., Rossi, G., Di Nuzzo, A., Ruotolo, I., Cianfriglia, G., Simeon, R., Sellitto, G., Berardi, A., & Galeoto, G. (2025). Quality of Assessment Tools for Aphasia: A Systematic Review. Brain Sci, 3, 15(3), 271. https://doi.org/10.3390/brainsci15030271

