Авторы
- Ле-ван Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института си- стемных проектов МГПУ. E-mail: t.levan.pedagog@gmail.com
- Якшина Анна Николаевна младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: YakshinaAN@mgpu.ru
- Филатова Белла Александровна архитектор, партнер архитектурно- го бюро «Дружба», сооснователь, руководитель программ образовательной мастерской «Драконопроект». Е-mail: bella@burodruzhba.com
- Родионова Анна Андреевна архитектор, партнер архитектурного бюро «Дружба», сооснователь, руководитель программ образовательной мастерской «Драконопроект». Е-mail: anna@burodruzhba.com
- Гурарий Любовь Владимировна специалист по работе с сообществом, соучастному проектированию, социальной анимации и созданию игровой среды проекта «Город Друг». E-mail: lgurary@gmail.com
Аннотация
В статье представлена модель проектирования школьных дворов с вовлечением всего школьного сообщества, включая детей как соавторов, которая разработана междисциплинарной командой (педагоги, архитекторы, психологи, специалисты по развитию сообществ). Модель основана на культурно-историческом подходе и ценностно-ориентированном принципе в дизайне, включает в себя идею резильентности школы, помогает создавать современные образовательные пространства и развивать детско-взрослые сообщества.
Как ссылаться
Ле-ван, Т. Н., Якшина, А. Н., Филатова, Б. А., Родионова, А. А. & Гурарий, Л. В. (2020). Модель соучаствующего проектирования школьных дворов: соавторство детей, педагогов и родителей Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №2 (52), 55-69. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.06
Список литературы
1.
Веракса Н. Е. Детское развитие: две парадигмы // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 2. С. 102-108.
2.
Веракса Н. Е. Диалектическое мышление: монография. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
3.
Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. T. 6. Научное наследство / по ред. М. Г. Ярошевского. M.: Педагогика, 1984. С. 5-90.
4.
Выготский Л. С. Проблемы среды в педологии // Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. С. 70-91.
5.
Давыдов В. В. Личностью надо «выделаться»... // С чего начинается личность / под ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. С. 109-139.
6.
Зимульдинова С. К. От публичных слушаний к соучаствующему проектированию // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 166-170.
7.
Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 426 с.
8.
Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 1. С. 69-79.
9.
Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Косарецкий С. Г. и др. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 198-227.
10.
10. Снигирева Н. Как вовлечь жителей в проектирование общественных пространств: метод. рекомендации. Казань, 2016. 42 с.
11.
11. Филатова Б. «Результат нашей работы — пространства, связанные с потребностями людей и спецификой места» // Archi.ru (Портал для архитекторов).
12.
URL: https://archi.ru/russia/80829/bella-filatova-rezultat-nashei-raboty-unikalnye-prostranstva-nerazryvno-svyazannye-s-potrebnostyami-lyudei-i-specifikoi-mesta (дата обращения: 28.02.2020).
13.
12. Филатова Б., Гурарий Л., Антропова В. «Город для детей»: «Детскими площадками не исчерпывается детский городской вектор» // BERLOGOS (интернет-журнал о дизайне и архитектуре). 25 января 2019. URL: http://www.berlogos.ru/interview/ gorod-dlya-detej-detskimi-ploshadkami-ne-ischerpyvaetsya-detskij-gorodskoj-vektor/?fb clid=IwAR0sBNaLP3Uok5dRX93x8lg-OcnMp_A9fH0IoWTDVJXOnYqxD8OLiMjlPlk (дата обращения: 28.02.2020).
14.
13. Фтенакис В. Э. Со-конструирование: методико-дидактический подход без пассивных участников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 2. С. 58-65.
15.
14. Шульга И. Партисипаторное (инициативное) бюджетирование в России: модели, механизмы, результаты. М.: Всемирный банк, 2019.
16.
15. Якшина А. Н., Ле-ван Т. Н., Логинова Л. В. Соучаствующее проектирование школьных дворов: как изменить среду и отношения внутри школы? // UniverCity: города и университеты. Вып. 3. М.: Экон-информ, 2019. С. 105-120.
17.
16. Birch J., Parnell R., Patsarika M., Sorn M. Creativity, play and transgression: children transforming spatial design // CoDesign. 2017. № 13:4. P. 245-260.
18.
17. Derr V., Chawla L., Mintzer M. et all. A City for all citizens: integrating children and youth from marginalized populations into city planning // Buildings. 2013. № 3. P. 482-505.
19.
18. Derr V., Sitzoglou M., Gulgonen T., Corona Y. Integrating Children and Youth Participation into Resilience Planning: Lessons from Three Resilient Cities // Canadian Journal of Children's Rights. 2018. Vol. 5. № 1. P. 174-199.
20.
19. Francis M., Lorenzo R. Seven realms of children's participation // Journal of Environmental Psychology. 2002. № 22. Р. 157-169.
21.
20. Fuad-Luke A. Design activism. London: Earthscan, 2009. 244 p.
22.
21. Gooch G., Barker M., Hudson L. et all. Amplifying Quiet Voices: Challenges and Opportunities for Participatory Design at an Urban Scale. URL: https://core.ac.uk/ display/131317312?recSetID= (дата обращения: 28.02.2020).
23.
22. Hart R. Children's Participation: From Tokenism to Citizenship. Florence: UNICEF / International Child Development Centre, 1992.
24.
23. Hart R. Creating playspaces by and for children. Project for public spaces. Date: 31.12.2008. URL: https://www.pps.org/article/righttoplay-2 (дата обращения: 28.02.2020).
25.
24. Iversen O. S., Halskov K., Leong T. W. Values-led participatory design // CoDesign. 2012. Vol. 8. № 2. P. 87-103.
26.
25. Jong D. Participatory Road Design: An Investigation into Improving Roads, Drivers' Attitude and Behaviour Using Partiticipatory Design. URL: https://core.ac.uk/ display/29197015?recSetID= (дата обращения: 28.02.2020).
27.
26. Knutz E., Lenskjold U. T., Markussen T. Fiction as a resource in participatory design // Proceedings of DRS / eds. P. Lloyd, E. Bohemia. International Conference: Future-Focused Thinking. 2016. Vol. 5. P. 1830-1844.
28.
27. Kreutz A., Derr V., Chawla L. Fluid or Fixed? Processes that facilitate or constrain a sense of inclusion in participatory schoolyard and park design // Landscape Journal: design, planning, and management of the land. 2018. Vol. 37. № 1. P. 39-54.
29.
28. Leckie N. Who Knows Best? Participatory Design with Tenants in Wellington City Council's Housing Upgrade Programme. URL: https://core.ac.uk/display/41337862?source =3&algorithmId=14&similarToDoc=5065634&similarToDocKey=CORE&recSetID=93c8 13a0-b782-47d2-b561-9561e00283b0&position=1&recommendation_type=same_repo&ot herRecs=41337862,4433215,4434551,38934211,41339549 (дата обращения: 28.02.2020).
30.
29. Lynch K. (ed.) Growing Up in Cities. Cambridge: MIT Press, 1997. 177 p.
31.
30. Mechelen van M., Derboven J. Multimodal analysis of participatory design results // CHI '15 Proceedings of the 33rd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. Helsinki, 2014. P. 2825-2828.
32.
31. Nesset V., Large A. Children in the information technology design process: A review of theories and their applications // L. & IS Research. 2004. № 26. P. 140-161.
33.
32. Prilenska V., Liias R. Challenges of Recent Participatory Urban Design Practices in Riga // Procedia Economics and Finance. 2015. № 21. P. 88-96.
34.
33. Schein E. H. Organizational culture and leadership. 3rd ed. p. cm. Jossey-Bass, A Wiley Imprint, 2004. 458 p.
35.
34. Shmis T., Kotnik J., Ustinova M. Creating new learning environments: challenges for early childhood development architecture and pedagogy in Russia // Procedia, Social and Behavioral Sciences. 2014. № 146. P. 40-46.