Авторы
- Коверова Мария Ивановна
Аннотация
Актуальность исследования проблемы профессионального роста руководителей учреждений образования продиктована необходимостью освоения управленческими командами новых управленческих функций, обусловленных цифровой трансформацией образования и использованием цифровых ресурсов в самих системах управления. В связи с этим целями исследования, описанного в данной статье, были анализ, обобщение и концептуализация опыта московской системы повышения квалификации управленческих кадров сферы образования, направленной на их подготовку к управлению образовательными инновациями, включающими обновление содержания и технологий общего образования за счет внедрения цифрового контента, подготовку учителей к выполнению новых образовательных функций. В результате исследования выявлен и представлен в статье новый спектр управленческих задач, решаемых руководителям школ в контексте цифровой трансформации образования, среди которых — мотивация учителей школы на освоение цифровых образовательных сред, новых возможностей индивидуализации образования и педагогического взаимодействия, способов выполнения обучающих функций в
условиях дистанционного и сетевого обучения; организация взаимодействия основного и дополнительного образования, использование ресурсов информационного пространства. В статье показано, как на основе анализа данной управленческой ситуации автором были выявлены специфические особенности содержания, организационных форм и активных методов профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций. Представленная в статье модель процесса повышения квалификации руководящих кадров сферы образования с учетом соответствующих корректировок может использоваться и региональными институтами развития образования. Этому способствует также показ автором содержательных и процессуальных характеристик системы сопровождения профессионального роста управленческих кадров. В качестве методов исследования автором использован критериальный анализ практического опыта, социологическое обследование руководителей школ, мониторинг развития профессиональной эффективности руководителей школ в условиях реализации представленной технологии непрерывного образования.
Как ссылаться
Коверова, М. И. (2022). МОСКОВСКИЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 98. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.06
Список литературы
1.
1. Karakose, T., Polat, H., Papadakis, S. (2021). Examining Teachers’ Perspectives on School Principals’ Digital Leadership Roles and Technology Capabilities during the COVID-19 Pandemic. Sustainability, 13, 13448. https://doi.org/10.3390/su132313448
2.
2. Уваров, А. Ю., Фрумин, И. Д. (2019). Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Москва.
3.
3. Абзалова, Д. Г. (2020). Управление внедрением средств цифровизации в образовательный процесс школы. Казанский педагогический журнал, 4(141), 186–195.
4.
4. Пивоваров, А. А., Скурихина, Ю. А. (2017). Роль системы повышения квалификации в сопровождении профессионального роста педагогов. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2(31), 5–13.
5.
5. Виноградов, В. Н. (2016). Управление инновационным развитием современной образовательной организации. Человек и образование, 3(48), 55.
6.
6. Расташанская, Т. В. (2012). Организация повышения квалификации директоров школ с позиций реализации проектов модернизации образования. Вестник Томского государственного университета, 358, 188–190.
7.
7. Чунина, А. Е., Синицина, Д. Г., Коноплева, В. С. (2020). Цифровизация в системе управления образовательным учреждением. Калининградский вестник образования, 1(5), 78–83.
8.
8. Pettersson, F. (2018). Digitally Competent School Organizations — Developing Supportive Organizational Infrastructures. Seminar.net, 14, 132–143. https://doi.org/10.7577/seminar.2976.
9.
9. Игнатьева, Е. Ю. (2020). Педагогическое управление в цифровой образовательной среде. Образовательные технологии (г. Москва), 2, 57–65.
10.
10. Sterrett, W., Richardson, J. (2020). Supporting Professional Development Through Digital Principal Leadership. Journal of Organizational & Educational Leadership, 5(2), 4. https://digitalcommons.gardner-webb.edu/joel/vol5/iss2/4 (дата обращения: 22.01.2022).
11.
11. Thannimalai, R., & Raman, A. (2018). The Influence of Principals’ Technology Leadership and Professional Development on Teachers’ Technology Integration in Secondary Schools. Malaysian Journal of Learning and Instruction. https://doi.org/10.32890/mjli2018.15.1.8
12.
12. Назаров, В. Л., Долинер, Л. И. (2020). Цифровая трансформация школы в условиях пандемии: опыт Свердловской области. Монография. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт развития образования Свердловской области. Екатеринбург: Издательство Уральского университета. 170 с.
13.
13. Усова, С. Н. (2020). Проблемы и возможности электронного повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации образования. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 1(42), 43–57.
14.
14. Lindqvist, M. (2019). School leaders’ practices for innovative use of digital technologies in schools. British Journal of Educational Technology, 50(4). https://doi.org/10.1111/bjet.12782
15.
15. Edwards, L. R. (2020). How Principals Learn to Be Technology Leaders: A CriticalIncident Qualitative Study. Doctor of Philosophy (PhD), Dissertation, Educational Foundations & Leadership, Old Dominion University. https://digitalcommons.odu.edu/efl_etds/233
16.
16. Baydar, F. (2022). The role of educational leaders in the development of students’ technology use and digital citizenship. Malaysian Online Journal of Educational Technology, 10(1), 32–46. http://dx.doi.org/10.52380/mojet.2022.10.1.367
17.
17. Agustina, R., Kamdi, W. (2020). Influence of the Principal’s Digital Leadership on the Reflective Practices of Vocational Teachers Mediated by Trust, Self-Efficacy, and Work Engagement. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 19(11), 24–40. https://doi.org/10.26803/ijlter.19.11.2
18.
18. Passey, D. (2014). Intergenerational learning practices — Digital leaders in schools. Educ. Inf. Technol., 19, 473–494. https://doi.org/10.1007/s10639-014-9322-z
19.
19. Petry, T. (2018). Digital Leadership. In North, K., Maier, R., Haas, O. (Eds.), Knowledge Management in Digital Change (pp. 209–218). Series “Progress in IS”. Springer Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-73546-7_12
20.
20. Тамбовцева, Е. В. (2015). Проблема профессиональной мотивации педагогов. Вестник экспериментального образования, 2(2), 33–39.
21.
21. Новикова, О. И., Ременников, В. Б. (2019). Управление образовательной организацией в условиях цифровизации и глобализации экономики. Молодой ученый, 22(260), 564–565.
22.
22. Дыгодюк, Н. В., Смирнова, Е. А. (2016). Проектная деятельность в школе. Вестник научных конференций, 5–4(9), 110–111.
23.
23. Фаязова, А. Ф. (2013). Проектная мастерская как способ индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов. Школьные технологии, 5, 44–52.
24.
24. Zhong, L. (2017) Indicators of Digital Leadership in the Context of K-12 Education. Journal of Educational Technology Development and Exchange (JETDE), 10(1), 3. https://aquila.usm.edu/jetde/vol10/iss1/3
25.
25. Иванова, М. К. (2019). Управленческий проект как инструмент управления развитием школы. Проблемы современного педагогического образования, 62(3), 92–96.