Авторы
- Алисов Евгений Анатольевич доктор педагогических наук, профессор
Аннотация
Предпосылками настоящего исследования, обусловившими его актуальность, выступают разноплановые проявления тенденции цифровизации, затрагивающие и систему высшего педагогического образования, включая ее методологический базис. Цель статьи — выявить и охарактеризовать в контексте деятельностного
подхода содержание планируемых направлений включения системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни. В статье исследуется влияние особенностей современного этапа цифровой трансформации на сферу высшего образования. Приводится подробное описание сущностного наполнения эпистемических пространств деятельностного подхода: парадигмы, синтагмы и прагматики, с учетом специфики вузовской подготовки педагогов. Как ключевые ориентиры современного высшего педагогического образования, в ракурсе деятельностного подхода обозначаются: целевая установка на деятельность по непрерывному профессиональному самосовершенствованию, смыслообразующая подготовка к решению жизненных задач, персонализация образовательной среды вуза, организация совместной сетевой деятельности. Применение деятельностного подхода соотносится с образовательными результатами, нормативно закрепленными в стандартах. Актуализируются принципы системно-модульной
организации высшего педагогического образования: принцип гуманистического характера образования, принцип единства теории и практики, принцип познаваемости, принцип объективности. Прослеживается взаимосвязь провозглашаемых установок на модернизацию системы высшего педагогического образования с частными проявлениями процесса цифровой трансформации. На основе обобщения и систематизации ряда теоретических и эмпирических научно-педагогических исследований делается вывод о необходимости сохранения деятельностной основы в практике реализации образовательных программ высшего педагогического образования с привнесением в нее инноваций, отвечающих общим трендам распространения цифровых технологий во всем мире.
Как ссылаться
Алисов, Е. А. (2022). ЦИФРОВЫЕ КОНТУРЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКУРСЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 48. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.03
Список литературы
1.
1. ITU (2019). Digital transformation and the role of enterprise architecture. https://www.itu.int/dms_pub/itu-d/opb/str/D-STR-DIG_TRANSF-2019-PDF-E.pdf
2.
2. Абдрахманова, Г. И., Быховский, К. Б., Веселитская, Н. Н., Вишневский, К. О., Гохберг, Л. М. и др. (2021). Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты. Доклад НИУ ВШЭ. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики. https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/463148459.pdf
3.
3. Shen, C., Ho, J. (2020). Technology-enhanced learning in higher education: A bibliometric analysis with latent semantic approach. Computers in Human Behavior, 104. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.106177
4.
4. Guzman, J. H. E., Zuluaga-Ortiz, R. A., Barrios-Miranda, D. A., Delahoz-Dominguez, E. J. (2022). Information and Communication Technologies (ICT) in the processes of distribution and use of knowledge in Higher Education Institutions (HEIs), Procedia Computer Science, 198, 644–649. https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.12.300
5.
5. Zhang, Z. (2022). Application of digital intelligent communication technology in contemporary comparative education methodology. Alexandria Engineering Journal, 61, 6, 4647–4657, https://doi.org/10.1016/j.aej.2021.10.019
6.
6. Киселева, Л. С., Семенова, А. А. (2018). Цифровая трансформация общества: тенденции и перспективы. Проблемы деятельности ученого и научных
коллективов, 4(34), 157–169. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36809544_82843148.pdf
7.
7. Boulton, C. A., Kent, C., Williams H. T. P. (2018). Virtual learning environment engagement and learning outcomes at a ‘bricks-and-mortar’ university. Computers & Education, 126, 129–142. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.06.031
8.
8. Kaltheuner, N.-E. (2018). The virtual university European Heart Journal, 39(8), 645–648. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehy041
9.
9. Batara, C., Rapat, C. (2020). Design and implementation of virtual university based on ICT. International Journal of Research – Granthaalayah, 8, 144–152. https://doi.org/10.29121/granthaalayah.v8.i4.2020.19
10.
10. Mendez Reguera, E. A., Lopez, M. (2021). Using a digital whiteboard for student engagement in distance education. Computers & Electrical Engineering, 93. https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2021.107268
11.
11. Tang, C., Mao, S., Naumann, S. E., Xing, Z. (2022). Improving student creativity through digital technology products: A literature review. Thinking Skills and Creativity, 44. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101032
12.
12. Horng, J.-S., Liu, C.-H., Chou, S.-F., Yu, T.-Y., Fang, Y.-P., Huang, Y.-C. (2022). Student’s perceptions of sharing platforms and digital learning for sustainable behaviour and value changes. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, 31. https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2022.100380
13.
13. Смирнов, И. П. (2019). Будущее профессионального образования: сетевая парадигма профессора М. В. Никитина. Профессиональное образование в России и за рубежом, 1, 178–184. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37273466_26851327.pdf
14.
14. Новикова, И. А., Бычкова, П. А., Новиков, А. Л. (2019). Отношение студентов к цифровым образовательным технологиям до и после начала пандемии COVID-19. Ценности и смыслы, 2, 23–44. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45842665_48449075.pdf
15.
15. Hutain, J., Michinov, N. (2022). Improving student engagement during in-person classes by using functionalities of a digital learning environment. Computers & Education, 183. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104496
16.
16. Минина, В. Н. (2020). Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13, 1, 84–101. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106
17.
17. Вострецова, Е. В. (2019). Основы информационной безопасности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/73899/3/978-5-7996-2677-8_2019.pdf
18.
18. Савина, Н. В. (2020). Методологические основы персонализации образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 14 (4), 82–90. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44577849_43108346.pdf
19.
19. Mishra, P. (2019). Considering Contextual Knowledge: The TACK Diagram Gets an Upgrade. Journal of Digital Learning in Teacher Education, April. https://doi.org/10.1080/21532974.2019.1588611
20.
20. Алисов, Е. А., Микляева, Н. В., Маринюк, А. А., Якушева, С. Д. (2013). Закономерности и принципы организации территориальных (многоуровневых) образовательных комплексов. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(24), 24–31. https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/2834/1485949182-Vestnik2(24)2013PedagogikaIPsihologiya.Pdf
21.
21. Медведев, А. М., Жуланова, И. В. (2021). Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции. Мир науки. Педагогика и психология, 2(9), 1–20. https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf
22.
22. Walker, L., Warfa, A. M. (2017). Process oriented guided inquiry learning (POGIL) marginally effects student achievement measures but substantially increases the odds of passing a course. PLoS One, 12(10). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0186203
23.
23. Савенков, А. И., Алисов, Е. А., Львова, А. С. (2015). Модульное построение образовательных программ в бакалавриате и магистратуре направления подготовки «Педагогическое образование». Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 1(31), 18–26. https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/2841/1485949379-VestnikPedagogikaIPsihologiya1(31)2015.Pdf
24.
24. Марголис, А. А. (2021). Деятельностный подход в педагогическом образовании. Психологическая наука и образование, 26(3), 5–39. https://psyjournals.ru/files/121202/pse_2021_n3_Margolis.pdf
25.
25. Гущин, А. В. (2017). Организационно-педагогические условия эффективного развития электронной информационно-образовательной среды высшей образовательной организации. Научное обозрение. Педагогические науки, 5, 34–41. https://sciencepedagogy.ru/ru/article/view?id=1664