Авторы
- Катькало Ксения Дмитриевна
- Печеркина Анна Александровна кандидат психологических наук, доцент
Аннотация
На современном этапе развития психологической науки изучение самореализации человека является актуальной задачей, поскольку результаты таких исследований могут качественно влиять на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. В связи с этим настоящая статья направлена на исследование личностно-профессиональной самореализации человека. Основываясь на системном и личностно-развивающем подходе, а также на положении о сопряженности личностного и профессионального аспектов развития человека, нами предложен конструкт «личностно-профессиональная самореализация», под которой понимается интегральная характеристика личности, обусловленная соответствием личностных ресурсов профессиональным характеристикам деятельности, критерием успешности которой является удовлетворенность жизнью и высокий уровень личностной биографической рефлексии. С позиции системного подхода структурная организация личностно-профессиональной самореализации включает оценочно-целевую, ресурсную, деятельностную и эмоциональную составляющие. В целях исследования личностно-профессиональной самореализации на основе разработанной теоретической
модели нами проведено эмпирическое исследование среди студентов, совмещающих учебную и трудовую деятельность. По результатам исследования выявлены шесть типов личностно-профессиональной самореализации: успешный, перспективный, ложный, формальный, сдержанный и романтический, — различающиеся выраженностью структурных компонентов (оценочно-целевого, ресурсного, деятельностного и эмоционального). В результате регрессионного анализа выявлены предикторы, которые позволяют говорить о детерминированности компонентов личностно-профессиональной самореализации некоторыми переменными. Описанные типы личностно-профессиональной самореализации расширяют представление о сущности изучаемого феномена и конкретизируют его особенности. Полученные данные имеют значение для решения таких прикладных задач, как профессиональный отбор, психологическое и профессиональное консультирование, построение программ психопрофилактики кризисов развития и многих других важных прикладных аспектов, направлен-
ных на профессиональное развитие и поддержание психологического благополучия человека.
Как ссылаться
Катькало, К. Д. & Печеркина, А. А. (2022). ТИПЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 186. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.11
Список литературы
1.
1. Зеер, Э. Ф. (2020, 5–6 ноября). Самореализация субъектов персонализированного образования в инновационной деятельности. Международный педагогический форум «Стратегические ориентиры современного образования» (с. 301–304). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. https://elibrary.ru/item.asp?id=44177965
2.
2. Ryff, C. D. (2018). Well-Being With Soul: Science in Pursuit of Human Potential. Perspectives on Psychological Scienc, 13(2), 242–248. https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1745691617699836
3.
3. Кудинов, С. И., Кудинов, С. С. (2015) Системный подход в исследовании самореализации личности. Российский научный журнал, 2(45), 138–143. https://elibrary.ru/item.asp?id=23700876
4.
4. Егорычева, И. Д. (2015). Самореализация: сущность, детерминанты, этапы становления в онтогенезе. Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. Монография. Москва: Российский университет дружбы народов. https://elibrary.ru/item.asp?id=26075943
5.
5. Деркач, А. А., Сайко, Э. В. (2010). Самореализация — основание акмеологического развития. Монография. Москва: МПСИ. https://elibrary.ru/item.asp?id=20110516
6.
6. Анфиногенов, И. Л. (2021). Экспериментальная проверка модели педагогического содействия самореализации студентов. Вестник педагогических наук, 6, 33–37. https://elibrary.ru/item.asp?id=46503442
7.
7. Веряскина, А. Н. (2020). Проблема самореализации студентов вуза: философские и дидактические аспекты. Современная система образования: теория и практика. Монография. Москва: Знание-М. https://elibrary.ru/item.asp?id=42860732
8.
8. Shutenko, E. N., Shutenko, A. I., Kanishcheva, M. A. (2020). Personal features of students’ self-realization in the university educational. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 9, 1(30), 403–407. http://dx.doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0098
9.
9. Скорынина, А. А. (2014). Возможность самореализации и самоутверждения как мотивация самостоятельной и творческой работы студентов. Среднее профессиональное образование, 1, 41–43. https://elibrary.ru/item.asp?id=21185386
10.
10. Костакова, И. В., Белоусова (Григорьева), С. С. (2014). Психологическая основа профессиональной самореализации личности. Национальный психологический журнал, 3(15), 80–85. https://elibrary.ru/item.asp?id=23297662
11.
11. Дементий, Л. И. (2020). Субъектность как фактор личностного развития на этапе самореализации. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2(26), 68–78. https://elibrary.ru/item.asp?id=43911719
12.
12. Кулагина, И. В. (2020). Исследование особенностей самореализации личности в среднем возрасте. Концепт, 3, 101–107. https://elibrary.ru/item.asp?id=42617519
13.
13. Манжос, Л. В. (2020). Интегративно-ресурсный подход к процессу личностно-профессиональной самореализации педагога. Kant, 1(34), 290–294. https://elibrary.ru/item.asp?id=42601059
14.
14. Плотникова, Е. С., Гордеева, В. В. (2020). Гендерные различия самореализации и самоактуализации. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2(31), 358–362. https://elibrary.ru/item.asp?id=42930242
15.
15. Козлова, Т. З. (2017). Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян). Знание. Понимание. Умение, 3, 63–69. https://elibrary.ru/item.asp?id=30040125
16.
16. Зобов, Р. А., Келасьев, В. Н. (2001). Самореализация человека: введение в человекознание. Санкт-Петербург. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. https://elibrary.ru/item.asp?id=22887534
17.
17. Waterman, A. S. (2003). Predicting the Subjective Experience of Intrinsic Motivation: the roles of self–determination, the balance of challenges and skills, and self–realization values. Personality and Social Psychology Bulletin, 29(11), 1447–1458. http://dx.doi.org/10.1177/0146167203256907
18.
18. Roessler, B. (2012). Meaningful work: arguments from autonomy. Journal of Political Philosophy, 20, 71–93. http://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9760.2011.00408.x
19.
19. Allan, B. A., Autin, K. L., Duffy, R. D. (2016). Self-determination and meaningful work: exploring socioeconomic constraints. Frontiers in Psychology, 7(71). http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00071
20.
20. Lepisto, D. A., Pratt, M. G. (2017). Meaningful work as realization and justification toward a dual conceptualization. Organization Psychology Review, 7, 99–121. http://dx.doi.org/10.1111/joms.12409
21.
21. Митина, Л. М. (2019). Психология профессионально-карьерного развития личности. Монография. Москва, Санкт-Петербург: Нестор-История. https://elibrary.ru/item.asp?id=42319456
22.
22. Реан, А. А. (2013). Психология личности. Санкт-Петербург: Питер. https://elibrary.ru/item.asp?id=24778590
23.
23. Гаврилова, Е. А. (2015). Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология, 3, 19–34. https://elibrary.ru/item.asp?id=24988501
24.
24. Катькало, К. Д., Печеркина, А. А. (2022) Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2, 6–19. https://elibrary.ru/item.asp?id=48652234
25.
25. Митина, Л. М. (2021). Ресурсная детерминация личностно-профессионального развития студентов-психологов. Монография. Москва: Психологический институт Российской академии образования. https://elibrary.ru/item.asp?id=47466498