Авторы
- Федоровская Мария Николаевна
- Суменкова Юлия Игоревна
- Миронова Анастасия Валерьевна
- Яшина Ирина Алексеевна
- Анисимова Ольга Валерьевна
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования проблемы выбора образовательной организации родителями для своих детей как государственной системы основного общего образования, так и альтернативных форм обучения. Актуальность исследования обусловлена новыми вызовами и рисками современности, в частности разнообразием образовательных организаций, многогранностью форм и видов обучения, лабильностью нормативной правовой регуляции процессов обучения — все это становится серьезным вызовом для родителей при выборе школы для своего ребенка. Цель исследования заключалась в изучении факторов, влияющих на выбор родителями стратегии основного общего образования для своих детей в контексте развития социальной инфраструктуры города. Выборку исследования составили 10 081 родителей детей с 1 по 11 класс из 12 административных округов Москвы. В качестве методов сбора информации использовались: 1) кабинетное исследование: создание обзора зарубежных источников, в рамках которых проводился анализ стратегий выбора школы; 2) анкетный опрос родителей, чьи дети учатся в а) государственных школах Москвы, б) на какой-либо из альтернативной формы обучения (онлайн-обучение, семейное обучение, семейная школа и пр.). В результате исследования были определены группы факторов, оказывающих влияние на выбор образовательной организации родителями: 1) связанные с характеристиками семьи, особенностями родителей и 2) определяемые той образовательной ситуацией, которая характерна для города проживания. Кроме того, результаты исследования позволили выявить и изучить набор факторов, формирующих ту или иную стратегию выбора родителями основного общего образования для своих детей в контексте развития социальной инфраструктуры города: особенности государственных и альтернативных школ; административные округа Москвы; территориальное расположение образовательной организации относительно места проживания семьи; уровни образования (начальное общее, основное общее и среднее общее); уровень удовлетворенности
родителями качеством образования своих детей; наличие или отсутствие планов на смену образовательной организации. Сделаны выводы о том, что при выборе родителями государственной системы образования для своего ребенка показателями выбора являются: образовательные результаты, педагогический коллектив, территориальная доступность, психологический климат, инфраструктура школы. При выборе родителями альтернативной формы образования для своего ребенка показателями выбора являются: индивидуальная траектория развития, персонализированный подход, мобильность выбора, вариативность выбора, приоритет дополнительного образования, личностное развитие ребенка.
Как ссылаться
Федоровская, М. Н., Суменкова, Ю. И., Миронова, А. В., Яшина, И. А. & Анисимова, О. В. (2023). ФАКТОРЫ ВЫБОРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 34. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.02
Список литературы
1.
1. Вачкова, С. Н., Федоровская, М. Н. (2022). Школьное VS семейное образование: пандемия стирает границы. UniverCity: Города и университеты, 6, 157–174.
2.
2. Нехорошева, Е. В. (2022). Справедливый мегаполис: образовательные запросы семей и возможности города. UniverCity: Города и университеты, 6, 41–52.
3.
3. Parker, R. S., Cook, S., & Pettijohn, C. E. (2008). School Choice Attributes. Services Marketing Quarterly, 4(28), 21–33. https://doi.org/10.1300/J396V28N04_02
4.
4. Bukhari, P., & Randall, E. V. (2009). Exit and Entry: Why Parents in Utah Left Public Schools and Chose Private Schools. Journal of School Choice, 3(3), 242–270. https://doi.org/10.1080/15582150903304746
5.
5. Andersson, E., Östh, J., & Malmberg, B. (2010). Ethnic segregation and performance inequality in the Swedish school system. A regional perspective. Environment and Planning A: Economy and Space, 11(42), 2674–2686. https://doi.org/10.1068/a43120
6.
6. Domina, T., Penner, A., & Penner, E. (2017). Categorical inequality: Schools as sorting machines. Annual Review of Sociology, 43, 311–330. https://doi.org/10.1146/annurev-soc-060116-053354
7.
7. Kuyvenhoven, J., & Boterman, W. R. (2021). Neighbourhood and school effects on educational inequalities in the transition from primary to secondary education in Amsterdam. Urban Studies, 13(58), 2660–2682. https://doi.org/10.1177/0042098020959011
8.
8. Wilson, D., & Bridge, G. (2019). School choice and the city: Geographies of allocation and segregation. Urban Studies, 15(56), 3198–3215. https://doi.org/10.1177/0042098019843481
9.
9. Prieto, L. M., Aguero-Valverde, J., Zarrate-Cardenas, G., & Maarseveen, M. V. (2019). Parental preferences in the choice for a specialty school. Journal of School Choice, 2(13), 198–227. https://doi.org/10.1080/15582159.2018.1442087
10.
10. Rohde, L. A., Campani, F., Oliveira, J. R. G., Rohde, C. W., Rocha, T. & Ramal, A. (2019). Parental Reasons for School Choice in Elementary School: A Systematic Review. Journal of School Choice, 3(13), 287–304. https://doi.org/10.1080/15582159.2019.1643970
11.
11. Calsamiglia, C., Fu, C., & Güell, M. (2020). Structural estimation of a model of school choices: The Boston mechanism versus its alternatives. Journal of Political Economy, 2(128), 642–680. https://doi.org/10.1086/704573
12.
12. Bosetti, L. (2004). Determinants of school choice: understanding how parents choose elementary schools in Alberta. Journal of Education Policy, 4(19), 387–405. https://doi.org/10.1080/0268093042000227465
13.
13. Nekhorosheva, E., Alekseycheva, E., & Kravchenko, A. (2021). Quality of life and everyday mobility of schoolchildren: what choice do Moscow parents make? SHS Web of Conferences, 98(02002), 1–8. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219802002
14.
14. Dixon, P., & Humble, S. (2017). How School Choice Is Framed by Parental Preferences and Family Characteristics: A Study of Western Area, Sierra Leone. Journal of School Choice, 1(11), 95–110. https://doi.org/10.1080/15582159.2016.1238432
15.
15. Erickson, H. H. (2017). How do parents choose schools, and what schools do they choose? A literature review of private school choice programs in the United States. Journal of School Choice, 4(11), 491–506. https://doi.org/10.1080/15582159.2017.1395618
16.
16. Sikkink, D., & Schwarz, J. D. (2018). The apple doesn’t fall far from the parent’s school: intergenerational continuity in school sector enrollment. Journal of School Choice, 3(12), 318–353. https://doi.org/10.1080/15582159.2018.1472732
17.
17. Павленко, К. В., Дементьева, Ю. О. (2022). Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 52. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2642-2
18.
18. Wao, H., Hein, V., Villamar, R., Chanderbhan-Forde, S., & Lee, R. (2017). Parent Resource Centers: An Innovative Mechanism for Parental Involvement in School Choice Decisions. Journal of School Choice, 3(11), 334–356. https://doi.org/10.1080/15582159.2017.1286426
19.
19. Trevena, P., McGhee, D., & Heath, S. (2015). Parental Capital and Strategies for School Choice Making: Polish Parents in England and Scotland. Central and Eastern European Migration Review, 5, 1–23. https://doi.org/10.17467/ceemr.2016.10
20.
20. Ruijs, N., & Oosterbeek, H. (2019). School choice in amsterdam: Which schools are chosen when school choice is free? Education Finance and Policy, 1(14), 1–30. https://doi.org/10.1162/edfp_a_00237
21.
21. Talance, M. (2020). Private and Public Education: Do Parents Care About School Quality? Annals of Economics and Statistics, 137, 117–144.
22.
22. Brown, E., & Makris, M. V. (2018). A different type of charter school: in prestige charters, a rise in cachet equals a decline in access. Journal of Education Policy, 1(33), 85–117. https://doi.org/10.1080/02680939.2017.1341552
23.
23. Goldring, E. B., & Phillips, K. J. R. (2008). Parent preferences and parent choices: the public-private decision about school choice. Journal of Education Policy, 3(23), 209–230. https://doi.org/10.1080/02680930801987844
24.
24. Hill, K. D. (2018). What urban parents want: A parent network’s negotiation of school choice and advocacy efforts in underserved city schools. Improving Schools, 3(21), 209–224. https://doi.org/10.1177/1365480218783793
25.
25. Духанина, Л. Н., Мерцалова, Т. А., Беликов, А. А., Горбовский, Р. В., Заир-Бек, С. И. (2019). Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад. Москва: НИУ ВШЭ. 80 с.
26.
26. Kalimullin, A. M., Yungblud, V. T., & Khodyreva, E. A. (2016). Characteristic features of innovation project management aimed at university human resource development. International Journal of Environmental and Science Education, 11(9), 2237–2253.
27.
27. Shaidullina, A. R., Merzon, E. E., Zakirova, V. G., Mokeyeva, E. V., Karev, B. A., Burdukovskaya, E. A., & Polevaya, N. M. (2015). The peculiarities of perspective students selection mechanism by the future employers-enterprise. Review of European Studies, 7(1), 68–73.
28.
28. Sakhieva, R. G., Khairullina, E. R., Khisamiyeva, L. G., Valeyeva, N. S., Masalimova A. R., & Zakirova V. G. (2015). Designing a structure of the modular competence-based curriculum and technologies for its implementation into higher vocational institutions. Asian Social Science, 11(2), 246–251.
29.
29. Masalimova, A. R., Sabirova, L. L. (2014). Multi-dimentional classification of types and forms of corporate education. American Journal of Applied Sciences, 11(7), 1054–1058.