Главная Выпуски 17(2)

КОМПОНЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 376-056.264-053.4 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.2.10

Авторы

  • Амельянчик Анна Павловна
  • Бабиева Нигина Сафоевна кандидат психологических наук
  • Серебровская Ольга Вячеславовна
  • Шабанова Людмила Викторовна

Аннотация

Актуальность исследования компонентов детерминации фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи обусловлена растущим количеством детей, у которых выявлено общее недоразвитие речи, недостаточной изученностью проблемы детерминации фонематического восприятия. Изучение детерминации речевых функций открывает возможности эффективного воздействия на те механизмы, которые участвуют в появлении речевой патологии. В связи с этим статья направлена на выявление центрально обусловленных детерминантов фонематического восприятия, которые в дальнейшем могут быть использованы для повышения результативности процесса коррекции нарушений фонематического восприятия при общем недоразвитии речи. В ходе исследования применялись аналитические, эмпирические методы, статистический анализ. В статье приведен анализ научной литературы по проблеме значения высших психических функций в формировании фонематического восприятия, раскрыто понятие «центрально обусловленная детерминация фонематического восприятия », представлены результаты исследования, в ходе которого была обнаружена связь между сформированностью фонематического восприятия и сукцессивного гнозиса, слухоречевой памяти и внимания. В статье проанализированы операциональный и регуляторный компоненты фонематического восприятия, выявлены компоненты центрально обусловленной детерминации фонематического восприятия, которые включают операциональные и регуляторные процессы как центрально обусловленные механизмы слухового восприятия. Представленные в статье материалы ориентируют на более глубокое понимание детерминации фонематического восприятия и возможных путей его коррекции в системе преодоления общего недоразвития речи с учетом индивидуальности каждого ребенка. Полученные выводы могут являться основанием для опоры на формирование выявленных компонентов детерминации фонематического восприятия в процессе коррекции общего недоразвития речи как на базовые условия и факторы созревания фонематического восприятия.

Как ссылаться

Амельянчик, А. П., Бабиева, Н. С., Серебровская, О. В. & Шабанова, Л. В. (2023). КОМПОНЕНТЫ ЦЕНТРАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 177. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.10
Список литературы
1. 1. Рубинштейн, С. Л. (2003). Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер.
2. 2. Визель, Т. Г. (2005). Основы нейропсихологии. Москва: АСТ: Астрель.
3. 3. Визель, Т. Г. (2020). Прикладная нейролингвистика. Москва: Московский институт психоанализа.
4. 4. Визель, Т. Г. (2021). Основы нейропсихологии. Теория и практика. Москва: АСТ.
5. 5. Выготский, Л. С. (2006). Психология развития человека. Москва: Смысл. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20088224
6. 6. Волкова, Л. С. (1998). Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. Москва: ВЛАДОС.
7. 7. Корнев, А. Н. (2003). Нарушения чтения и письма у детей. Санкт-Петербург: Речь. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19886024
8. 8. Левина, Р. Е. (1968). Основы теории и практики логопедии. Москва: Просвещение.
9. 9. Лурия, А. Р. (2006). Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург: Питер.
10. 10. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В. (2004). Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практ. пособие. Москва: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика.
11. 11. Хомская, Е. Д. (2005). Нейропсихология. СПб.: Питер.
12. 12. Цветкова, Л. С. (2010). Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Учеб. пособие. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК.
13. 13. Головин, С. Ю. (1998). Словарь практического психолога. Минск: Харвест.
14. 14. Жинкин, Н. И. (1958). Механизмы речи. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.
15. 15. Лурия, А. Р. (1979). Язык и сознание. Москва: Изд-во Московского Университета. https://pedlib.ru/Books/1/0170/index.shtml
16. 16. Орфинская, В. К. (1967). Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы. Пятая научная сессия по дефектологии. Тезисы докладов (с. 241–242). Москва: Просвещение.
17. 17. Швачкин, Н. Х. (2004). Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учеб. пособие. Москва: Лабиринт.
18. 18. Бадалян, Л. О. (2012). Невропатология. Учебник. Москва: Академия.
19. 19. Визель, Т. Г. (2016). Приобретение и распад речи. Монография. Барнаул: АлтГПУ.
20. 20. Головчиц, Л. А. (2001). Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Москва: ВЛАДОС.
21. 21. Каше, Г. А. (1985). Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда. Москва: Просвещение.
22. 22. Назарова, Л. П. (2001). Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Сурдопедагогика ». Москва: ВЛАДОС.
23. 23. Речицкая, Е. Г. (2004). Сурдопедагогика. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва: ВЛАДОС.
24. 24. Волкова, С. В. (2015). Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза. Специальное образование, 2(38), 29–38. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23834237
25. 25. Микадзе, Ю. В. (2008). Нейропсихология детского возраста. Учеб. пособие. Санкт-Петербург: Питер.
26. 26. Корсакова, Н. К., Московичюте, Л. И. (1988). Клиническая нейропсихология. Москва: Изд-во МГУ.
27. 27. Семенович, А. В. (2007). Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учеб. пособие. Москва: Генезис.
28. 28. Алмазова, О. В., Бухаленкова, Д. А., Веракса, А. Н. (2019). Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Психология. Журнал ВШЭ, 16(2), 94–109. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-302-317
29. 29. Веракса, А. Н., Ощепкова, Е. С., Бухаленкова, Д. А., Картушина, Н. А. (2019). Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов. Клиническая и специальная психология, 8(3), 56–84. https://doi.org/10.17759/cpse.2019080304
30. 30. Miyake, A., Friedman, N. P., & Emerson, M. J. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41, 49–100. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0734
31. 31. Posner, I. M., Rothbart, K. M., & Habibollah, Ghassemzadeh. (2020). Developing attention in typical children related to disabilities. Handbook of Clinical Neurology, 173 (3rd series), 215–223. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-64150-2.00019-8
32. 32. Baddeley, A. (2010). Working Memory: Theories, models, and controversies. Annual review of psychology, 63, 1–29. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-120710-100422
33. 33. Frankish, C. (1996). Auditory short-term memory and the perception of speech. In Gathercole, S.E. (Ed.). Models of short-term Memory (pp. 179–207). United Kingdom: Psychology Press Ltd. https://www.researchgate.net/publication/266794116
34. 34. Waring, R., Rickard Liow, S., Eadie, P., & Dodd, B. (2019). Speech development in preschool children: evaluating the contribution of phonologicalshort-term and phonological working memory. Journal of Child Language, 46(4), 1–21. https://doi.org/10.1017/S0305000919000035
35. 35. Бердников, Д. В. (2017). Внимание как специфический психофизиологический процесс регуляции целенаправленной деятельности. Журнал фундаментальной медицины и биологии, 4, 21–29. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35647169
36. 36. Глозман, Ж. М., Потанина, А. Ю., Соболева, А. Е. (2008). Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. Санкт-Петербург: Питер.
37. 37. Кричевец, А. Н., Корнеев, А. А., Рассказова, Е. И. (2019). Основы статистики для психологов. Москва: Акрополь. https://www.researchgate.net/publication/338230860_Osnovy_statistiki_dla_psihologov
38. 38. Сизова, Т. М. (2016). Статистика для бакалавров. Учеб. пособие. Ч. ΙΙ. Санкт-Петербург: Университет ИТМО. https://e.lanbook.com/book/91331?category=1029
Скачать файл .pdf 541.44 кб