Главная Выпуски 17(3)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 378 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.04

Авторы

  • Крашенинникова Екатерина Ивановна
  • Никитин Олег Денисович кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье представлено исследование по проблеме формирования коммуникативной компетенции как элемента готовности студентов медицинских вузов к профессиональному взаимодействию. В модели взаимодействия врача и пациента большое внимание уделяется пациентоориентированности. Все больше ученых отмечает, что качество взаимодействия между врачом и пациентом напрямую зависит от коммуникативной культуры медицинского работника. Исследование, проведенное в 2023 году Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения, указало на существование коммуникативных барьеров между врачом и пациентом. Актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что современные условия требуют от врачей не только собственно медицинских знаний, но и коммуникативных навыков, способствующих эффективному профессиональному взаимодействию между врачом и пациентом. В связи с этим высшим учебным заведениям при подготовке будущих специалистов необходимо изменять содержание преподаваемых дисциплин в соответствии с существующей реальностью. Дисциплина «Иностранный язык» позволяет использовать практически все многообразие педагогических технологий для развития коммуникативных навыков в рамках выбранной профессиональной деятельности. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования показывает, что требования к результатам освоения дисциплины менялись от общих компетенций к общепрофессиональным, а затем — к универсальным, которые подразумевают наличие у будущих врачей готовности к использованию иностранного языка в качестве средства коммуникации для академического и профессионального взаимодействия. Формирование коммуникативной компетенции должно идти в рамках междисциплинарного подхода для комплексного применения теории и практики в профессиональной деятельности. Формированию коммуникативной компетенции также могут способствовать профессионально ориентированные конкурсы, олимпиады и конференции, проводимые на иностранном языке.

Как ссылаться

Крашенинникова, Е. И. & Никитин, О. Д. (2023). КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 80. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.04
Список литературы
1. 1. Hellin, T. (2002). The Physician-patient relationship: recent developments and changes. Haemophilia, 8, 450–454. https://doi.org/10.1046/j.1365-2516.2002.00636.x
2. 2. Rogers, C. (1951). Client-Centered Therapy. Cambridge, MA: The Riverside Press.
3. 3. Latimer, T., Roscamp, J., & Papanikitas, A. (2017). Patient-centredness and consumerism in healthcare: an ideological mess. Journal of the Royal Society of Medicine, 110(11), 425–427. https://doi.org/10.1177/0141076817731905
4. 4. NHS (2000). The NHS Plan: A Plan for Investment, a Plan for Reform Department of Health. London, UK: HMSO. https://www.bsuh.nhs.uk/library/wp-content/uploads/sites/8/2020/09/The-NHS-plan-2000.pdf
5. 5. Зеновина, В. (2018, 17 января). Представители профессионального сообщества: в России должна формироваться пациент-ориентированная медицина. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. Дата публикации: 17.01.2018. https://www.garant.ru/news/1165873/
6. 6. Герасименко, С. Л. (2007). Коммуникативная культура профессиональной деятельности врача и ее развитие в условиях медицинского вуза. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 1(11), 125–131. https://elibrary.ru/item.asp?id=15016536
7. 7. Ranjan, P., Kumari, A., & Chakrawarty, A. (2015). How can Doctors Improve their Communication Skills? Journal of Clinical and Diagnostic Research, 9(3), JE01-4. https://doi.org/10.7860/JCDR/2015/12072.5712
8. 8. Kuipers, S. J., Cramm, J. M., & Nieboer, A. P. (2019). The importance of patientcentered care and co-creation of care for satisfaction with care and physical and social wellbeing of patients with multi-morbidity in the primary care setting. BMC Health Services Research 19, 13. https://doi.org/10.1186/s12913-018-3818-y
9. 9. Walsh, A., Bodaghkhani, E., Etchegary, H., Alcock, L., Patey, Ch., Dorothy Senior, D. & Asghari Sh. (2022). Patient-centered care in the emergency department: a systematic review and meta-ethnographic synthesis. International Journal of Emergency Medicine 15, 36. https://doi.org/10.1186/s12245-022-00438-0
10. 10. Lee, M., Song, Y., You, M., Park Sh.-Y., & Ihm J. (2023). Dentists’ attitudes toward patient-centered care and its predictors: a cross-sectional study in South Korea. BMC Oral Health 23, 75. https://doi.org/10.1186/s12903-023-02791-9
11. 11. Kwame, A., & Petrucka, P. M. (2021). A literature-based study of patient-centered care and communication in nurse-patient interactions: barriers, facilitators, and the way forward. BMC Nursing 20, 158. https://doi.org/10.1186/s12912-021-00684-2
12. 12. Rider, E. A., & Keefer C. H. (2006). Communication skills competencies: definitions and a teaching toolbox. Medical Education, 40, 624–629. https://doi.org/10.1111/j.1365-2929.2006.02500.x
13. 13. Smith, S., Hanson, J. L., Tewksbury, L. R., Christy, C., Talib, N. J., Harris, M. A., Beck, G. L., & Wolf, F. M. (2007). Teaching Patient Communication Skills to Medical Students: A Review of Randomized Controlled Trials. Evaluation & the Health Professions, 30(1), 3–21. https://doi.org/10.1177/0163278706297333
14. 14. Шелегова, Д. А., Лопатина, М. В., Чигрина, В. П., Самофалов, Д. А., Медведев, В. А., Тюфилин, Д. С., Концевая, А. Н., Деев, И. А., Драпкина, О. М., и Кобякова, О. С. (2023). Оценка грамотности населения в вопросах здоровья, включая навигационную грамотность. Москва. https://mednet.ru/images/materials/statistika/2023/med_gr_v6.pdf
15. 15. Наумова, Т. А., Шкляев, А. Е., Реверчук, И. В., и Гимазова Л. Ф. (2017). Коммуникативная компетентность врача как фактор готовности специалиста к профессиональной деятельности. Alma Mater (Вестник высшей школы), 12, 71–77. https://elibrary.ru/item.asp?id=32205045
16. 16. Горшунова, Н. К., и Медведев, Н. В. (2010). Формирование коммуникативной компетентности современного врача. Успехи современного естествознания, 3, 36–37. https://elibrary.ru/item.asp?id=13008522
17. 17. Aspegren, K. (1999). BEME Guide No. 2: Teaching and learning communication skills in medicine — a review with quality grading of articles. Medical Teacher, 21(6), 563–570. https://doi.org/10.1080/01421599978979
18. 18. Ольховик, Н. Г., и Липатова, Е. Г. (2020). Профессиональная Коммуникация в XXI веке: современные ориентиры процесса иноязычной подготовки в медицинском вузе. В: Научное наследие Е. И. Пассова в контексте развития иноязычного образования. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Е. И. Пассова, Липецк, 01–02 декабря 2020 г. (с. 188–192). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. https://elibrary.ru/item.asp?id=44863878
19. 19. ФГОС ВО (2010). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело. http://www.nsmu.ru/student/kafedr/prm1118-1.pdf
20. 20. ФГОС ВО (2016).Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образование специалитет. Специальность 31.05.01 Лечебное дело. https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/310501.pdf
21. 21. ФГОС ВО (2020). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/310501_C_3_01092020.pdf
22. 22. Жукова, Н. В., и Ляпина, О. А. (2023). Оценка сформированности проектной компетентности будущих учителей химии. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 32–50. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.02
23. 23. Юрченко, М. А. (2022). Уровневый подход к формированию межкультурной компетенции у студентов гуманитарных направлений подготовки. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 67–89. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.04
24. 24. Wouda, J. C., & Harry, B.M. van de Wiel. (2012). The communication competency of medical students, residents and consultants. Patient Education and Counseling, 86(1), 57–62, https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0738399111001777
25. 25. Богословский, В. И., Жукова, Т. А., Клетнова, И. Е., и Хусаинова, М. А. (2022). Проектирование модели рамочной программы подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 16(3), 50–65. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.03
Скачать файл .pdf 417.53 кб