Главная Выпуски 18 (2)

МОДЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Педагогика и образование , УДК: 371.485 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.01

Авторы

  • Иванова Елена Владимировна кандидат психологических наук, доцент
  • Маякова Елизавета Владимировна кандидат педагогических наук
  • Барсукова Екатерина Михайловна

Аннотация

Актуальность работы обусловлена масштабными изменениями, которые происходят в российском образовании и связаны в первую очередь с усилением воспитательной повестки и выработкой новых механизмов, позволяющих влиять на подрастающее поколение через активные каналы коммуникации, через деятельность молодежных организаций и объединений, молодежных сообществ. Одной из главных стратегий воспитательного воздействия на обучающихся в образовательных организациях является взаимодействие и влияние на них через социальные сети, так как у современного поколения активными площадками коммуникаций и взаимодействия выступают популярные социальные сети и Интернет. Проблема исследования заключается в том, что в образовательном пространстве школы и колледжа виртуальное пространство не обозначено в качестве полноценного компонента, через который в настоящее время проходит высокий трафик коммуникативного, информационного и познавательного контента, поэтому необходимо рассмотреть социальные сети в контексте воспитательного потенциала, активных коммуникаций и общения между обучающимися основного / среднего общего и среднего профессионального образования, определить, как организуется воспитательная работа с обучающимися через социальные сети. Форматом организации дискуссии по вопросам воспитательной работы являлся круглый стол. Ведущим методом исследования был метод фокус-группы. В результате обсуждений были уточнены вопросы реализации воспитательной работы с обучающимися через использование социальных сетей в образовательных организациях основного / среднего общего и среднего профессионального образования. Выборка исследования составила 80 человек из 4 образовательных организаций основного / среднего общего образования, одной образовательной организации среднего профессионального образования. Представленные в статье материалы позволили выстроить модель привлечения молодежных сообществ к воспитательной работе через социальные сети; выделить такие ее элементы, как Департамент образования и науки г. Москвы, подведомственные организации Департаменту образования и науки г. Москвы, образовательная организация, виртуальное пространство образовательной организации, молодежные сообщества в социальных сетях и обучающиеся, на которых направлено воспитательное воздействие посредством социальных сетей; определить цель, задачи модели, целевую аудиторию, принципы, механизмы реализации модели; представить ее описание. Разработанная авторами модель поможет повысить эффективность воспитательной работы путем привлечения обучающихся через социальные сети.

Как ссылаться

Иванова, Е. В., Маякова, Е. В. & Барсукова, Е. М. (2024). МОДЕЛЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.01
Список литературы
1. 1. Басараб, Т., и О’Донован, Д. (2020). Основы работы с молодежью. European Union, & Council of Europe. 24 с. https://pjp-eu.coe.int/documents/42128013/90268416/Youth+Work+Essentials+RUS.pdf/a12df298-7f21-c0e5-104b-e06d742c6a8e?t=1630581558000
2. 2. Markova, V., Pleshakov, V., Shesterina, A., & Zakharyashcheva, O. (2021, January). Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space. SHS Web of Conferences, 98, 05011. https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805011
3. 3. Мороз, Н. А., и Юдина, Е. Н. (2022). Молодежные практики в социальных сетях в контексте концепции жизненного мира современного молодого поколения. Теория и практика общественного развития, 1, 36–41.
4. 4. Hatch, T., Hill, K., & Roegman, R. (2019). Instruction, equity, and social networks in district-wide improvement. Journal of Professional Capital and Community, 17(10). https://doi.org/10.1108/JPCC-07-2019-0018
5. 5. Neumann, M. M., Hannah Soong, E. P., & Selim, N. (2022). Exploring the social media networks of primary school children. Education 3–13 — International Journal of Primary, Elementary and Early Years Education. https://doi.org/10.1080/03004279.2022.2144404
6. 6. Anzano-Oto, S., Vázquez-Toledo, S., & Latorre-Cosculluela, C. (2023, June). Digital reality in Compulsary Secondary Education: uses, purposes and profiles in social networks. New Review of Information Networking, vol. 28, issue 1–2, 26–48. https://doi.org/10.1080/13614576.2023.2219244
7. 7. Сараева, С. Д. (2021). Социальные сети и их роль в системе воспитания школьников. В: Воспитание как стратегический национальный приоритет. Сб. трудов конф., Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 г. (ч. 4, с. 452–457). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.
8. 8. Roncaglia, G. (2021, July). School Libraries and Social Networks. IASL Annual Conference Proceedings: A Rich Tapestry of Practice and Research Around the World. https://doi.org/10.29173/iasl7649
9. 9. Ромм, Т. А., и Ромм, М. В. (2021). Воспитание в цифровую эпоху. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 10, 4(40), 360–366.
10. 10. Теркулова, И. Н. (2017). Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в социализации учащихся во франкоговорящих странах. Сибирский педагогический журнал, 2, 77–83.
11. 11. Воропаев, М. В. (2010). Воспитание в виртуальных средах. Монография (научн. ред. А. В. Мудрик). Москва: МГПУ. 277 с.
12. 12. Плешаков, В. А., и Угольков Н. В. (2012). Социализация старших школьников в интернете как проблема педагогики. Современные проблемы науки и образования, 5, 176–177.
13. 13. Поляков, С. Д., и Тасимова, Н. В. (2019). Воспитательная деятельность с использованием Интернета — синтез традиций и инноваций. В: Личность в ситуации социальных изменений. Сборник трудов конференции (с. 459–461).
14. 14. Пронина, Л. Н. (2016). Модель воспитательной системы школы. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 17, 1–5. http://e-koncept.ru/2016/46166.htm
15. 15. Slettbakk, А., & Engvik, G. (2022). Social networks and school development. In: Ledelse innenfra (pp. 265–290). Publisher: Fagbokforlaget.
16. 16. Elyakim, N., Buskila, Y., Chen-Levi, T., Altarac, H. & Shaked, L. (2023). Leading the hidden school: a principal’s presence in social media networks. Education and Information Technologies, 28, 13323–13347. https://doi.org/10.1007/s10639-023-11702-y
17. 17. Кирик, Т. А. (2007). Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы. Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. 134 с.
18. 18. Кликушина, Н. Ю. (2009). Понятие виртуальной реальности в курсе истории и философии науки. Эпистемология & Философия науки, ХХII, 4, 86–103. http://www.intelros.ru/pdf/eps/04/11.pdf
19. 19. Касьянов, В. В. (2018). Виртуальное пространство как новый – «старый» социокультурный феномен. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 4(70) (2S), 38–42. https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-prostranstvo-kak-novyy-staryy-sotsiokulturnyy-fenomen/viewer
20. 20. Мудрик, А. В. (2008). Воспитание как составная часть процесса социализации. Вестник ПСТГУ. VI Педагогика и психология, 3(10), 7–24.
21. 21. Куприянов, Б. В. (2006). Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей (попытка обоснования концепции). Образование и наука, 2(38), 48–55.
22. 22. Ромм, T. A., и Ромм, М. В. (2018). Сетевые горизонты теории воспитательных систем. Отечественная и зарубежная педагогика, 1 (4(52)), 54–66. https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-gorizonty-teorii-vospitatelnyh-sistem
23. 23. Prepis, A. (2008). The values of the world heritage and the younger generation. Наследие и современность, 1, 3, 7–19.
24. 24. Плешаков, В. А., и Угольков, Н. В. (2013). Интернет как фактор киберсоциализации молодежи. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 31, 117–120.
25. 25. Pettersson, F. (2021). Understanding digitalization and educational change in school by means of activity theory and the levels of learning concept. Education and Information Technologies, 26(1), 187–204. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10239-8
26. 26. Воропаев, М. В. (2011). Социализация и воспитание в виртуальной и смешанной реальностях. Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 3(64), 131–138.
27. 27. Ермолин, А. А. (2014). Молодежная политика как национальная система воспроизводства человеческого капитала мирового уровня. Народное образование, 7(1440), 9–19.
28. 28. Ермолин, А. А. (2022). Архетипическая модель компетенций выпускника российской школы как система целевых результатов воспитания. Народное образование, 1(1490), 143–149.
29. 29. Beck, D., & Purcell, R. (2010). Popular education practice for youth and community development work. SAGE Publications, Inc. 43 p. https://doi.org/10.4135/9781526435774
30. 30. Barriga, L. P. (2023). Education Through Organizations with a Purpose in Social Networks. In: García-Peñalvo, F. J., García-Holgado, A. (Eds). Proceedings TEEM 2022: Tenth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality. TEEM 2022. Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Singapore. https://doi.org/10.1007/978-981-99-0942-1_83
31. 31. Лисица, Е. С., и Константинова, А. С. (2013). Механизмы и технологии воздействия молодежных общественно-политических организаций на политическую активность российской молодежи. Современные проблемы науки и образования, 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=10705
32. 32. Проскура, О. В., и Герасимчук, И. Ю. (2014). Понятие мобильности. Виды мобильности. Академическая мобильность. Вестник Челябинского государственного университета, 13(342); Образование и здравоохранение, 4, 94–98.
33. 33. Круталевич, А. Н. (2015). Мобильность как ценностная характеристики культуры новейшего времени. Вестник Челябинского государственного университета, 9(364); Философия. Социология. Культурология, 36, 71–74.
34. 34. Логинов, К. В., и Шиков, А. Н. (2020). Применения геймификации в процессе управления обучением, адаптацией и развитием персонала. Информатика и образование, 9, 28–37. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2020-35-9-28-37
35. 35. Абдалина, Л. В. (2022). Персонализация как ведущий образовательный тренд современности. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2, 10–13.
36. 36. Костычева, А. (2022, 9 февраля). Делегирование полномочий. UNISENDER. Словарь маркетолога. https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-delegirovaniepolnomochiy/
37. 37. Кронгауз, М. А. (Ред.) (2018). Развиртуализация. Словарь языка интернета.ru. Москва: АСТ-Пресс. 288 с. (Словари для интеллектуальных гурманов. Словари XXI века). ISBN 978-5-462-01853-4.
Скачать файл .pdf 685.36 кб