Главная Выпуски 18 (2)

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Педагогика и образование , УДК: 371.212 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.02

Авторы

  • Килячина Анна Ивановна

Аннотация

В истории российского образования вопрос его доступности для всего населения является одним из наиболее противоречивых и сложных для изучения. Вместе с тем комплексные исследования по данной проблеме отсутствуют. А в ряде работ, посвященных общим вопросам развития отечественного образования в начале XX века, затрагиваются лишь отдельные аспекты доступности образования без серьезного осмысления данного понятия. В предлагаемой статье раскрывается содержание понятия «доступность образования», а также представляются предварительные результаты проведенного исследования и анализа имеющихся в историко-педагогических исследованиях точек зрения по рассматриваемой проблеме. При характеристике проблемы доступности в центре внимания исследователей находились в первую очередь представители крестьянства и рабочих, поскольку именно эти группы населения характеризовались как ограниченные в правах на обучение в средних и высших учебных заведениях, в сравнении с остальными сословиями. Однако обращение к статистическим сведениям из архивных и опубликованных ведомственных отчетов о деятельности учебных заведений, отчетов попечителей учебных округов и отдельных учебных заведений позволяет отметить ошибочность устоявшихся в историко-педагогических трудах представлений. При этом важно учитывать и то, что идеи доступности образования имеют две стороны: реализацию государством мер по обеспечению возможности получения образования и наличие потребности в образовании у представителей различных сословий и социальных групп. Поэтому необходимо понимать, что всестороннее исследование проблемы доступности образования требует целостного изучения всех ее аспектов с привлечением широкого круга различных групп источников для рассмотрения обеих ее сторон.

Как ссылаться

Килячина, А. И. (2024). ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 35. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.02
Список литературы
1. 1. Рыжов, А. Н. (2013). Генезис педагогических терминов в России (XI – начало XXI вв.). Дис. … д-ра пед. наук. Москва. https://search.rsl.ru/ru/record/01005095934
2. 2. Днепров, Э. Д. (2011). Российское образование в XIX – начале XX века. Т. 2. Москва: Мариос. https://search.rsl.ru/ru/record/01005443598
3. 3. Иванов, А. Е. (1991). Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. Академия наук СССР, Институт истории СССР. https://search.rsl.ru/ru/record/01004486464
4. 4. Макарова, П. А. (1953). Начальная школа в период между двумя революциями — 1905–1907 гг. и февральской революцией 1917 г. Дисс. ... канд. пед. наук. Москва. https://search.rsl.ru/ru/record/01010906473
5. 5. Савельева, В. Г. (1975). Политика царизма в вопросах образования (1907–1911 гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Ленинград. https://search.rsl.ru/ru/record/01009718184
6. 6. Рыжов, А. Н. (2010). Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в. Вопросы образования, 2, 238–263. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14871261
7. 7. Кузьмин, Н. Н. (1958). Вопросы реформы средней общеобразовательной школы Министерства просвещения в период нового революционного подъема и первой мировой войны (1910 – февраль 1917 г.). Дис. ... канд. пед. наук. Москва. https://search.rsl.ru/ru/record/01010667037
8. 8. Медынский, Е. Н. (1931). Какой была школа до Октябрьской революции. Москва: типо-лит им. Воровского. https://search.rsl.ru/ru/record/01009312690
9. 9. Мещеров, Р. Ш. (2010). Право на образование в дореволюционной России в конце XIX – начале XX вв.: историко-правовой аспект. Дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург. https://search.rsl.ru/ru/record/01004913895
10. 10. Рыжов, А. Н. (2024). Развитие образования в Российской империи в начале XX века. Статистический сборник. Москва.
11. 11. РГИА. Ф.733. Оп. 205. Д. 2552. Мужские гимназии и прогимназии за 1915 г. Л. 17.
12. 12. РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 2846. Отчет по техническим училищам за 1914 г. Л. 12.
13. 13. РГИА. Ф. 733. Оп. 205. Д. 2516. Отчет по управлению Харьковским учебным округом. Л. 43.
14. 14. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1913 год [сведения даны на 1914 год] (1916). СПб.: Тип. Имп. Акад. наук. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/74211-za-1913-god-1916#mode/inspect/page/217/zoom/7
15. 15. РГИА. Ф. 398. Оп. 74. Д. 30680 б. С отчетами низших сельскохозяйственных учебных заведений за 1916 г. 306 л.
16. 16. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1909 год (1910). Тифлис. https://search.rsl.ru/ru/record/01003508905
17. 17. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа за 1914 год (1915). Ч. 2. Таблицы. Тифлис. https://search.rsl.ru/ru/record/01003508905
18. 18. Пискунов, А. И., Джуринский, А. Н., Плохова, М. Г., Блинов, В. И., Рыжов, А. Н., Факторович, А. А., Есенина, Е. Ю., и Сергеев, И. С. (2024). История педагогики и образования. Учебник для вузов (под общ. ред. А. И. Пискунова, 4-е изд., пер. и доп.). Москва: Юрайт. 452 с. https://urait.ru/bcode/535699
19. 19. РГИА. Ф. 733 Оп. 205 Д. 1633. Отчет Императорского Николаевского университета (Саратовского) за 1916 год. Л. 57.
20. 20. Паршина, В. Н. (2007). Становление системы женского образования в России во второй половине XIX – начале XX века: на материалах Пензенской губернии. Дис. ... канд. ист. наук. Пенза. https://search.rsl.ru/ru/record/01003321543
21. 21. Косетченкова, Е. А. (2005). Становление и развитие женского профессионального образования в России в конце XIX – начале XX века. Дис. ... канд. ист. наук. Курск. https://search.rsl.ru/ru/record/01003298868
22. 22. Михеева, Э. П. (1969). Высшее женское образование в дореволюционной России, 1872–1917 гг. Дис. ... канд. ист. наук. Москва. https://search.rsl.ru/ru/record/01004052237
23. 23. Рыжов, А. Н. (2012). Современные проблемы в области педагогической терминологии и подходы к их решению. Наука и школа, 5, 20–24. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18924063
24. 24. РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 495. По проекту введения всеобщего начального обучения в России. Л. 225.
25. 25. Отчет о деятельности Юрьевских частных университетских курсов за 1908/1909 учебный год (1909). Юрьев. https://search.rsl.ru/ru/record/01003995704
Скачать файл .pdf 381.65 кб