Главная Выпуски 18 (2)

ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ 1–2-ГО КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Психология , УДК: 378.14.015.62 DOI: 10.25688/2076-9121.2024.18.2.13

Авторы

  • Крашенинникова Екатерина Ивановна
  • Никитин Олег Денисович кандидат педагогических наук
  • Минекеева Татьяна Сергеевна

Аннотация

В статье представлено исследование по проблеме сформированности коммуникативной компетенции у студентов 1–2-го курсов медицинского факультета. Коммуникативная компетенция является неотъемлемой составляющей общей профессиональной компетентности каждого врача. Коммуникативные и межличностные навыки врачей обеспечивают способность собирать правильную информацию от пациентов, помогать им в постановке диагноза, составлении терапевтического плана и установлении надлежащего взаимопонимания между пациентом и врачом. При формировании коммуникативной компетенции необходимо учитывать междисциплинарный подход, преемственность дисциплин учебного плана, необходимость моделирования реальных ситуаций, начиная с первых курсов обучения, поскольку при поступлении на медицинские специальности уровень сформированности коммуникативных навыков будущих студентов никак не учитывается. Дисциплины, изучаемые на 1–2-м курсах и направленные на формирование коммуникативной компетенции, носят в основном теоретический характер. Целью нашего исследования было выявление коммуникативных склонностей студентов 1–2-го курсов медицинского факультета Ульяновского государственного университета. Мы использовали адаптированный тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2) авторов В. В. Синявского, Б. А. Федоришина. Студентам для определения уровня коммуникативных склонностей предлагалось анонимно ответить на 20 вопросов. Анализ полученных данных показывает, что почти половина опрошенных студентов проявили коммуникативные склонности на уровне среднего и ниже, что свидетельствует о необходимости тщательной организации подготовки навыков межличностного общения с целью формирования готовности студентов-медиков к профессиональному взаимодействию.

Как ссылаться

Крашенинникова, Е. И., Никитин, О. Д. & Минекеева, Т. С. (2024). ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ 1–2-ГО КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (2), 201. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.13
Список литературы
1. 1. Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования (2020). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/310501_C_3_01092020.pdf
2. 2. Жукова, Н. В., и Ляпина, О. А. (2023). Оценка сформированности проектной компетентности будущих учителей химии. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 32–50. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.02
3. 3. Шелегова, Д. А., Лопатина, М. В., Чигрина, В. П., Самофалов, Д. А., Медведев, В. А., Тюфилин, Д. С., Концевая, А. Н., Деев, И. А., Драпкина, О. М., и Кобякова, О. С. (2023). Оценка грамотности населения в вопросах здоровья, включая навигационную грамотность. Москва. https://mednet.ru/images/materials/statistika/2023/med_gr_v6.pdf
4. 4. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., и Погольша, В. М. (2001). Межличностное общение. СПб.: Питер. 544 с.
5. 5. Литвинко, Ф. М. (2009). Коммуникативная компетенция как методическое понятие. В: Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования. Сборник научных статей. Белорусский государственный университет. Вып. 9. Минск. 102 с.
6. 6. Захарова, Т. В., Басалаева, Н. В., Казакова, Т. В., Игнатьева, Н. К., Киргизова, Е. В., и Бахор, Т. А. (2015). Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики. Современные проблемы науки и образования, 4. https://science-education.ru/ru/article/view?id=20413
7. 7. Biglu, M. H., Nateq, F., Ghojazadeh, M., Asgharzadeh, A. (2017). Communication Skills of Physicians and Patients’ Satisfaction. Mater Sociomed. Sep, 29(3), 192–195. https://doi.org/10.5455/msm.2017.29.192-195
8. 8. Ha, J. F., & Longnecker, N. (2010). Doctor-patient communication: a review. Ochsner Journal. Spring, 10(1), 38–43. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3096184/
9. 9. Синявский, В. В., и Федоришин, Б. А. (1985). Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2). Школа современных психотехнологий. http://psy-resultat.ru/page211
10. 10. Мадалиева, С. Х., Ерназарова, С. Т., и Кудайбергенова, А. Ж. (2016). К вопросу об организации развития коммуникативной компетентности у студентов медиков. Международный журнал экспериментального образования, 2(2), 334–337.
11. 11. Чусовлянова, С. В. (2009). Коммуникативная компетенция как одна из составляющих профессиональной культуры врача. Медицина и образование Сибири, 2. https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentsiya-kak-odna-izsostavlyayuschih-professionalnoy-kultury-vracha
12. 12. Сахно, Л. В., Орел, В. И., Колтунцева, И. В., Рыкачевская, А. Г., Мишкина, Т. В., Ревнова, М. О., Гайдук, И. М., Баирова, С. В., и Полищук, Т. В. (2021). Обучение коммуникативным навыкам студентов медицинских вузов — мода или назревшая необходимость? (Обзор литературы и опыт преподавания). Профилактическая медицина, 24(4). https://doi.org/10.17116/profmed20212404163
13. 13. Eby, D. (2018). Empathy in general practice: its meaning for patients and doctors. British Journal of General Practice. Sep, 68(674), 412–413. https://doi.org/10.3399/bjgp18X698453
Скачать файл .pdf 429.97 кб