Главная Выпуски 18 (4)

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ

Психология , УДК: 37.01 DOI: 10.24412/2076-9121-2024-4-188-201

Авторы

  • Салахова Валентина Борисовна кандидат психологических наук
  • Ишмурадова Альфия Миннемухтаровна кандидат педагогических наук, доцент
  • Тарарина Лариса Игоревна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

Современная социально-политическая и экономическая ситуация развития во всем мире характеризуется глобальной трансформацией и цифровизацией, которые зачастую приводят к появлению новых масштабных вызовов и угроз: глобальное социальное неравенство, технологическое отставание, вопросы международной безопасности. Индекс безопасности любого государства, как на национальном, так и на международном уровне, неразрывно связан с конкурентоспособностью страны. Конкурентоспособность, в свою очередь, определяется уровнем развития человеческого капитала и потенциала. Важнейшую роль в данном контексте приобретает система образования, а именно ее способность отвечать на актуальные и потенциальные риски неопределенного и неустойчивого мира. Целью нашего исследования было изучить актуальность проблемы государственного управления и роли системы высшего образования в обеспечении безопасности и конкурентоспособности страны, обозначить направления решения данной проблемы. В работе использовалось кабинетное исследование. Выборку составили научные публикации по проблеме и федеральные нормативные правовые акты Российской Федерации. Для анализа научной литературы был проведен библиометрический анализ (анализ производительности и картирования науки), охватывающий период 2019–2024 годов, с выборкой из 382 научных публикаций — результатов академических исследований, включенных в базу данных Lens.org. Результаты исследования позволили изучить и проанализировать нормативное правовое поле обозначенной проблемы, отечественный и зарубежный опыт, разработать эмпирическую модель государственного управления и роли системы высшего образования в обеспечении безопасности и конкурентоспособности страны.

Как ссылаться

Салахова, В. Б., Ишмурадова, А. М. & Тарарина, Л. И. (2024). ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РОЛЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 18 (4), 188. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2024-4-188-201
Список литературы
1. 1. Vachkova, S. N., Petryaeva, E. Y., Tsyrenova, M. G., Shukshina, L. V., Krasheninnikova, N. A., & Leontev, M. G. (2022).Competitive Higher Education Teacher for the Digital World. Contemporary Educational Technology, 14(4), ep391. https://doi.org/10.30935/cedtech/12553
2. 2. Kulichenko, A. A., Blagorodov, A. A., Rumyanskaya, N. S., Prokhorov, V. T., & Volkova, G. Y. (2022). Features of socio-economic development and ensuring national security of the Russian Arctic. Theoretical & Applied Science, 11(115), 101–137. https://doi.org/10.15863/TAS.2022.11.115.4
3. 3. Berkett, N., Challenger, I., Sinner, J., & Tadaki, M. (2013). Values collaborative processes and indicators for freshwater planning. Cawthron Institute. Report № 2353. https://www.researchgate.net/publication/263809851_Values_Collaborative_Processes_and_Indicators_for_Freshwater_Planning
4. 4. Bojang, M. B. (2020). Beyond new public management paradigm: The public value paradigm and its implications for public sector managers. Journal of Public Value and Administrative Insight, 3(2), 1–10. https://doi.org/10.31580/jpvai.v3i2.1381
5. 5. Clarke, A. (2020). Digital government units: what are they, and what do they mean for digital era public management renewal? International Public Management Journal, 23(3), 358–379. https://doi.org/10.1080/10967494.2019.1686447
6. 6. Hailu, A. G., & Shifare, H. G. (2019). Service delivery and customer satisfaction in the public service sector: An Ethiopian experience. Public Policy and Administration Research, 9(9), 24–37. https://doi.org/10.7176/PPAR
7. 7. Lapuente, V., & Van de Walle, S. (2020). The effects of new public management on the quality of public services. Governance, 33(3), 461–475. https://doi.org/10.1111/gove.12502
8. 8. Mehek, A. (2020). Team management: effective tool. International Research Journal of Modernization in Engineering Technology and Science, 2(06), 1376–1379.
9. 9. Косых, О. И., Пономаренко, Е. Б., и Донскова, Л. А. (2024). Образование как системообразующий фактор обеспечения безопасности государства. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 18(2), 189–200. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2024.18.2.12
10. 10. Вовенда, Ю. В. (2019). Особенности политики обеспечения информационной безопасности в исполнительных органах государственной власти (на примере Северо-Западного федерального округа). Диссертация ... кандидата политических наук. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет.
11. 11. Дудко, В. В., и Патаракин, Е. Д. (2023). Исследование научных школ университета средствами библиометрического картирования. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета, 15(1), 150–167. https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-1/150-167
12. 12. Белолуцкая, А. К., Вачкова, С. Н., и Патаракин, Е. Д. (2023). Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик. Образование и саморазвитие, 18(2), 37–55. https://doi.org/10.26907/esd.18.2.04