Главная Выпуски 19 (1)

РОДИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ (реконструкция по воспоминаниям выпускников детских музыкальных школ второй половины ХХ века)

Педагогика и образование , УДК: 37.018.26 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-41-57

Авторы

  • Куприянов Борис Викторович доктор педагогических наук, профессор
  • Маннин Александр Андреевич

Аннотация

В статье представлены результаты историко-педагогической реконструкции родительских стратегий в музыкальном образовании советских детей второй половины ХХ века. Теоретической основой выступили положения о детско-родительских (детско-взрослых) конвенциях, разработанные в предыдущие годы. Для интерпретации социально-педагогических явлений прошлого применялись современные модели родительских стратегий в образовании детей, родительской вовлеченности, родительского участия. В работе использован метод полуструктурированного нарративно ориентированного интервью, позволившего зафиксировать родительские стратегии на основе интерпретации воспоминаний о: старте занятий в музыкальной школе; выборе музыкального инструмента; посещении родителями мероприятий в музыкальной школе; реакции родителей на заявление ребенка о желании прекратить занятия музыкой; контроле родителей за выполнением ребенком домашних заданий по музыке. Полевые материалы собраны в 2018–2020 гг. в ходе интервьюирования в Москве и еще в 10 городах России (Воронеж, Кострома, Нижний Тагил, Новосибирск, Рязань, Саратов, Ульяновск, Чебоксары, Челябинск). Всего проанализированы воспоминания 124 человек (1946–1980 г. р.), обучавшихся в детских музыкальных школах. В результате обобщения предложены следующие типы родительских стратегий: навязывание ребенку собственного сценария занятий музыкой, навязывание заимствованного культурного образца, проявление лояльности к самостоятельности ребенка в занятиях музыкой, соглашения с детьми в сфере занятий музыкой. Представленные результаты, скорее всего, только намечают линию междисциплинарного исследования участия родителей в социализации в подрастающего поколения. Научная новизна исследования состоит в применении современных теоретических положений для историко-педагогической реконструкции детской повседневности второй половины ХХ века.

Как ссылаться

Куприянов, Б. В. & Маннин, А. А. (2025). РОДИТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ (реконструкция по воспоминаниям выпускников детских музыкальных школ второй половины ХХ века) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 41. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-41-57
Список литературы
1. 1. Бочавер, А. А., Вербилович, О. Е., Павленко, К. В., Поливанова, К. Н., и Сивак, Е. В. (2018). Вовлеченность детей в дополнительное образование: контроль и ценность образования со стороны родителей. Психологическая наука и образование, 23(4), 32–40. https://doi.org/10.17759/pse.2018230403
2. 2. Павленко, К. В., Поливанова, К. Н., Бочавер, А. А., и Сивак, Е. В. (2019). Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты. Вопросы образования, 2, 241–261. https://doi.org/10.17323/1814–9545-2019-2-241-261
3. 3. Марченко, Ф. О., и Маховская, О. И. (2016). Родительские стратегии регуляции детских видеоигр: российский опыт. В: Психологическое благополучие современной семьи. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 102–105. Ярославль. https://elibrary.ru/download/elibrary_27650402_41409585.pdf
4. 4. Антипкина, И. В. (2017). Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом. Отечественная и зарубежная педагогика, 1, 4(41), 102–114. https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/208633519.pdf
5. 5. Гошин, М. Е., Пинская, М. А., и Григорьев, Д. С. (2021). Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа. Социологические исследования, 5, 70–83. https://doi.org/10.31857/S013216250012685-6
6. 6. LaPierre, B. (2012). Hooligans in Khrushchev’s Russia: Defining, Policing, and Producing Deviance during the Thaw. Madison: University of Wisconsin Press.
7. 7. Dunham, V. S. (1979). In Stalin’s time: Middleclass values in Sov. Fiction. Introd. by Jerry F. Hough. Cambridge etc.: Cambridge univ. press. XIV.
8. 8. Захарищева, М. А. (2017). Условия формирования музыкального таланта П. И. Чайковского в родительской семье. В: Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный дискурс). Материалы Всероссийского симпозиума, 136–143. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29374473_89882638.pdf
9. 9. Фишман, Л. Г. (2022). Эпоха добродетелей: после советской морали. Москва: Новое литературное обозрение.
10. 10. Давыдов, Д. А. (2022). Добродетели против коммунизма. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики), 4(107), 186–196. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2022-107-4-186-196
11. 11. Рейли, Д. Дж. (2015). Советские бэйби-бумеры: послевоенное поколение рассказывает о себе и о своей стране [пер. с англ. Т. Эйдельман]. Москва: Новое литературное обозрение.
12. 12. Волков, В. В. (1996). Концепция культурности, 1935–1938 годы: советская цивилизация и повседневность сталинского времени. Социологический журнал, 1–2, 194–213. https://elibrary.ru/item.asp?id=23876565
13. 13. Цветкова, Г. А. (2023). Культура как объект государственного управления в послевоенном СССР: смысл и содержание понятия. Культурологический журнал, 2(52). https://doi.org/10.34685/HI.2023.35.41.014
14. 14. Веблен, Т. Б. (2021). Теория праздного класса [пер. с англ. В. Желнинова]. Москва: АСТ.
15. 15. Иванова, Е. В., Нестерова, О. В., и Барсукова, Е. М. (2020). Родительские стратегии при организации дополнительного образования подростков (на примере новой Москвы). В: UniverCity: Города и Университеты. Сборник статей, 4, 105–126. Москва. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44136404_33419778.pdf
16. 16. Куприянов, Б. В., Кудряшев, А. В., и Арапова, П. И. (2023). Внешкольные пространства социализации советских школьников: (социально-педагогическая реконструкция). Москва: Сам полиграфист.
17. 17. Куприянов, Б. В., и Смирнов, П. А. (2024). Взросление мальчика в седле двухколесного велосипеда (реконструкция второй половины ХХ в. по современным воспоминаниям). Этнографическое обозрение, 6, 229–248. EDN: VSQGKP. https://doi.org/10.31857/S0869541524060114
18. 18. Старчеус, М. С. (2017). Ранний профессионализм и кризисы в развитии музыканта. В: Детство музыкантов: история, современность (междисциплинарный дискурс). Мате- риалы Всероссийского симпозиума, 20–26. Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.
19. 19. Радаев, В. В. (2018). Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ. Социологические исследования, 3(407), 15–33.
20. 20. Shipler, D. K. (1989). Russia: Broken idols, solemn dreams. New York: Times books, Cop.
21. 21. Проскурин, С. (2019). Отрок. Москва: Деловой двор.
22. 22. Сурганова, С. Я. (2020). Все сначала!: автобиография, дневники. Москва: Эксмо.
23. 23. Шуфутинский, М. З. (1997). И вот стою я у черты... Москва: ТРИЭН.
24. 24. Цай, В. А. (2017). Я, юный пионер Советского Союза. Москва: Время.
Скачать файл .pdf 399.63 кб