Главная Выпуски 19 (1)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ И РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

Теория и практика профессионального образования , УДК: 37-08 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-77-115-140

Авторы

  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук
  • Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент
  • Гурин Григорий Геннадьевич
  • Мкртчян Вардигул Аргамовна
  • Щербакова Татьяна Владимировна кандидат исторических наук

Аннотация

В статье представлено исследование по проблеме профессионального роста начинающих педагогов. Его цель состоит в определении особенностей развития их карьеры и профессиональных траекторий. В исследовании были использованы следующие методы: опросы начинающих педагогов и руководителей школ; контент-анализ, сравнительный анализ данных, полученных в Москве, Республике Бурятия, Воронежской области и Красноярском крае. Количество респондентов — N = 3281. В результате исследования были выявлены особенности мотивации при выборе профессии и факторы, выталкивающие из профессии и привлекающие к ней, определены карьерные приоритеты в профессиональном самоопределении начинающих педагогов; значимые факторы построения профессиональной карьеры в образовании. Обосновывается возможность решения проблемы на основе создания условий для управляемого развития карьеры начинающих педагогов.

Как ссылаться

Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., Гурин, Г. Г., Мкртчян, В. А. & Щербакова, Т. В. (2025). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ И РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 115. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-77-115-140
Список литературы
1. 1. Яровых, Ю. В. (2014). Карьерный рост педагога: типологизация, проблемы, перспективы. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), 5(146), 13–17. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21570977
2. 2. Вульфов, Б. З. (1996). Профессиональная карьера учителя. Мир образования, 1, 48−51.
3. 3. Корчагина, Г. И., и Макарова, Е. В. (2016) Понятие карьеры в психологических исследованиях. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 32, 94–106. http://e-koncept.ru/2016/56671.htm
4. 4. Вейдт, В. П. (2020). Новые профессиональные роли и компетенции педагогических работников системы дополнительного профессионального образования. Непрерывное образование, 1(31), 27–31. https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/zhurnal-nepreryvnoye-obrazovaniye/
5. 5. Александрова, М. В. (2007). Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Монография. Новгородский госуниверситет им. Я. Мудрого. Великий Новгород. 238 с.
6. 6. Кутняк, С. В. (2010). Становление карьеры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 125, 120–126. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/125/izv125_p1_6.pdf
7. 7. Ксенофонтова, А. Н., и Леденева, А. В. (2018). Освещение проблемы развития профессиональной карьеры учителя. Вестник Оренбургского государственного университета, 3(215), 28–33. https://doi.org/10.25198/1814-6457-215-28
8. 8. Kettunen, J. (2017). Career Practitioners’ Conceptions of Social Media and Competency for Social Media in Career Services. Jyväskylä, Finland: University of Jyväskylä. http://urn.fi/URN:ISBN:978-951-39-7160-1
9. 9. Халудорова, А. В., и Халудорова, Л. Е. (2021). Профессиональный стандарт педагога как инструмент формирования карьерного роста будущего учителя. Вестник Марийского государственного университета, 15(1), 53−58. https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-1-53-58
10. 10. Krishtofik, I. S. (2022). Studying Professional Reflexion of Teachers: A Comparative Analysis of Two Research Methods. In: Education and City: Quality Education for Modern Cities. Proceedings of the Fourth Annual International Symposium. Moscow, 2021, August 23–25 (pp. 157–171). Moscow: ISO LONDON LIMITED – European Publisher. https://doi.org/10.15405/epes.22043.15
11. 11. Belolutskaya, A. K., & Shcherbakova, T. V. (2022). Opportunities and tools for distance mentoring at University: “MCU — your mentor” platform. In: Education and City: Quality Education for Modern Cities. Proceedings of the Fourth Annual International Symposium, Moscow, 2021, August 23–25 (pp. 14–28). Moscow: ISO LONDON LIMITED – European Publisher. https://doi.org/10.15405/epes.22043.2
12. 12. Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., и Мкртчян, В. А. (2022а). Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями. Образование и наука, 24(7), 160–190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190
13. 13. Тихомандрицкая, О. А., и Рикель, А. М. (2010). Социально-психологические факторы успешности карьеры. Психологические исследования, 2, 24–32. https://doi.org/10.54359/ps.v3i10.931
14. 14. Сотников, Н. З., и Сотникова, С. И. (2016) Профессиональная карьера работников: стратегический подход к развитию талантов. Управление талантами и трансформация корпоративной культуры. Томск: Изд. дом ТГУ. 244 с. https://publications.hse.ru/books/198584853
15. 15. Камка, С. В., и Фоменко, С. Л. (2019). Проектирование системы учительского роста на муниципальном уровне. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2(65), 46–52. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38168247
16. 16. Марголис, А. А., Аржаных, Е. В., и Хуснутдинова, М. Р. (2019). Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития. Вопросы образования, 4, 134–159. http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-133-159
17. 17. Кузнецова, А. Г., и Яровая, Е. Б. (2021). Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 18(1), 174–193. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193
18. 18. Куликовский, М. Ю., и Кузнецова, Т. А. (2020). Карьера педагогических работников в сфере общего образования: проблемы, тенденции, противоречия. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология, 2, 90–97. https://cyberleninka.ru/article/n/karierapedagogicheskih-rabotnikov-v-sfere-obschego-obrazovaniya-problemy-tendentsiiprotivorechiya
19. 19. Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., и Мкртчян, В. А. (2022б). Особенности профессиональной рефлексии участников олимпиады «Я — профессионал». Высшее образование в России, 31(1), 98–119. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-98-119
20. 20. Белолуцкая, А. К., Мкртчян, В. А., и Щербакова, Т. В. (2022). Профессиональные дефициты начинающих учителей московских школ. https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-defitsity-nachinayuschih-uchiteley-moskovskih-shkol
21. 21. Клячко, Т. Л., Семионова, Е. А., и Токарева, Г. С. (2020). Кадровая ситуация в школе: мнение учителей. Вопросы образования/Educational Studies Moscow, 4, 232–249. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-232-249
22. 22. Лопсонова, З. Б., и Кленина, Н. В. (2021). Управление развитием профессиональной карьеры молодых педагогов ДОО. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 3, 27–31. https://doi.org/10.18101/2307-3330-2021-3-27-31
Скачать файл .pdf 582.01 кб