Главная Выпуски 19 (1)

СВЯЗЬ АГЕНТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК

Теория и практика профессионального образования , УДК: 378.8.016:004 DOI: 10.24412/2076-9121-2025-1-77-157-173

Авторы

  • Патаракин Евгений Дмитриевич доктор педагогических наук, доцент
  • Салимуллин Карим Дамирович

Аннотация

Многоагентное моделирование является мощным инструментом для изучения сложных систем в различных дисциплинах. В статье исследуется связь между дизайном многоагентных моделей и дизайном образовательных практик. При этом мы используем оба подхода для развития у учащихся вычислительного и модельного мышления. Учитывая растущее значение вычислительного мышления в образовании, мы используем многоагентное моделирование как мощный инструмент для имитации сложных адаптивных систем и повышения вовлеченности студентов в процессы обучения. Мы использовали среду Semantic MediaWik для структурированного подхода и облегчения разработки и реализации моделей в программах подготовки учителей. Это позволило обеспечить динамическое взаимодействие учащихся с учебными материалами и развитие умений моделирования. Результаты показывают, что работа с моделями не только улучшает понимание учащимися концепции сложных адаптивных систем, но и помогает им освоить навыки моделирования применительно к образовательным практикам. Роль студентов как разработчиков многоагентных моделей приводит к более глубокому пониманию ими учебной деятельности как сложной адаптивной системы. Исследование показывает, что формирование вычислительного и модельного мышления на материалах различных дисциплин имеет решающее значение для подготовки будущих педагогов.

Как ссылаться

Патаракин, Е. Д. & Салимуллин, К. Д. (2025). СВЯЗЬ АГЕНТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ДИЗАЙНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 157. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-77-157-173
Список литературы
1. 1. Page, S. E. (2018). The model thinker: What you need to know to make data work for you. Basic Books. https://scholar.google.com/scholar?cluster=12866492326353940154&hl=en&oi=scholarr
2. 2. Basawapatna, A., Repenning, A., & Savignano, M. (2019). The Zones of Proximal Flow Tutorial: Designing Computational Thinking Cliffhangers. Proceedings of the 50th ACM Technical Symposium on Computer Science Education (pp. 428–434). https://doi.org/10.1145/3287324.3287361
3. 3. Musaeus, L. H., & Musaeus, P. (2019). Computational Thinking in the Danish High School: Learning Coding, Modeling, and Content Knowledge with NetLogo. Proceedings of the 50th ACM Technical Symposium on Computer Science Education (pp. 913–919). https://doi.org/10.1145/3287324.3287452
4. 4. Papert, S., & Solomon, C. (1971). Twenty Things to Do With a Computer. Artificial Intelligence Memo Number 248. http://eric.ed.gov/?id=ED077240
5. 5. Huisman, M., & Monti, R. E. (2022). Teaching Design by Contract Using Snap! In: Ahrendt, W., Beckert, B., Bubel, R., & Johnsen, E. B. (Eds.). The Logic of Software. A Tasting Menu of Formal Methods: Essays Dedicated to Reiner Hähnle on the Occasion of His 60th Birthday (pp. 243–263). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-031-08166-8_12
6. 6. Greybosh, C. (2024). Bringing Computational Modeling into the Classroom with Custom Block-Based Programming Languages in StarLogo Nova. Thesis. Massachusetts Institute of Technology. https://dspace.mit.edu/handle/1721.1/154007
7. 7. Dasgupta, S. (2016). Children as data scientists: Explorations in creating, thinking, and learning with data. Thesis. Massachusetts Institute of Technology. https://dspace.mit. edu/handle/1721.1/107580
8. 8. Gammack, D. (2015). Using NetLogo as a tool to encourage scientific thinking across disciplines. Journal of Teaching and Learning with Technology, 22–39. https://doi.org/10.14434/jotlt.v4n1.12946
9. 9. Wilensky, U., & Rand, W. (2015). An Introduction to Agent-Based Modeling: Modeling Natural, Social, and Engineered Complex Systems with NetLogo. The MIT Press. 504 p.
10. 10. Fontana, M., & Terna, P. (2015). From Agent-based models to network analysis (and return): The policy-making perspective (Department of Economics and Statistics Cognetti de Martiis. Working Paper 201507). University of Turin. https://ideas.repec.org/p/uto/dipeco/201507.html
11. 11. Sayama, H. (2015). Introduction to the Modeling and Analysis of Complex Systems. SUNY Geneseo. 478 p.
12. 12. Grimm, V., Polhill, G., & Touza, J. (2017). Documenting Social Simulation Models: The ODD Protocol as a Standard. In: Edmonds, B., & Meyer, R. (Eds.). Simulating Social Complexity. A Handbook (pp. 349–365). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-319-66948-9_15
13. 13. Blikstein, P., Abrahamson, D., & Wilensky, U. (2008). The Classroom As a Complex Adaptive System: An Agent-based Framework to Investigate Students’ Emergent Collective Behaviors. Proceedings of the 8th International Conference on International Conference for the Learning Sciences, 3 (pp. 12–13). http://dl.acm.org/citation.cfm?id=1599936.1599941
14. 14. Knight, B. (2021). Classroom as Complex Adaptive System and the Emergence of Learning. In: Pedagogy-Challenges, Recent Advances, New Perspectives, and Applications. IntechOpen. https://www.intechopen.com/chapters/79753
15. 15. Laghari, S., & Niazi, M. A. (2016). Modeling the Internet of Things, Self-Organizing and Other Complex Adaptive Communication Networks: A Cognitive Agent-Based Computing Approach. PLOS ONE. Public Library of Science, 11(1), e0146760. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0146760
16. 16. Vulic, J., Jacobson, M. J., & Levin, J. A. (2024). Exploring Education as a Complex System: Computational Educational Research with Multi-Level Agent-Based Modeling. Education Sciences, 14(5), 551. https://doi.org/10.3390/educsci14050551
17. 17. Conole, G. (2007). Describing learning activities. In: Describing learning activities Tools and resources to guide practice”, Rethinking Pedagogy for a Digital Age: Designing and Delivering Elearning. 18. Conole, G. (2018). Learning Design and Open Education. International Journal of Open Educational Resources, 1(1). https://doi.org/10.18278/ijoer.1.1.6 19. Yamamiya, T., Warth, A., & Kaehler, T. (2009). Active Essays on the Web. In: 2009 Seventh International Conference on Creating, Connecting and Collaborating through Computing (pp. 3–10). https://doi.org/10.1109/C5.2009.10
18. 18. Conole, G. (2018). Learning Design and Open Education. International Journal of Open Educational Resources, 1(1). https://doi.org/10.18278/ijoer.1.1.6
19. 19. Yamamiya, T., Warth, A., & Kaehler, T. (2009). Active Essays on the Web. In: 2009 Seventh International Conference on Creating, Connecting and Collaborating through Computing (pp. 3–10). https://doi.org/10.1109/C5.2009.10